Овамбо (народ)


Овамбо, или амбо (самоназвание) — народ в Южной Африке. Проживают на севере Намибии и юге Анголы в регионе, известном как Овамболенд. Делятся на большое количество субэтнических групп, таких как ндонга, кваньяма, квамби, нгандьера, нбаланту, квалууди, колонкади, еунда и мбандья и др. Общая численность — около 900 тысяч, 750 тысяч из которых проживает в Намибии и является самой большой этнической группой страны. Говорят на языках ошивамбо, которые включают под-языки кваньяма и ндонга (зона R группы банту бенуэ-конголезской семьи).

Овамбо — выходцы из Центральной Африки, которые мигрировали на юг в регион между реками Окаванго и Кунене в XV-XVI веках и создали раннегосударственное образование. В начале XX века оказывали активное сопротивление колонизаторам.

В наше время четыре племени овамбо проживают в провинции Кунене в южной Анголе и восемь в северной Намибии. Территория, которая традиционно известна как Овамболенд, разделена на несколько областей: Омусати, Ошикото, Oхангвена и Ошана. Бóльшая часть народа Овамбо обитает здесь, однако немало племён мигрировали на юг, в другие части страны. Кваньяма является самым большим племенем из восьми племён Овамбо. Другие племена носят названия Ндонга, Квалууди, Мбаланху, Квамби, Нгандвела, и два малочисленные племени называются Унда и Нколанди.

В поисках работы немалое число рабочих Овамбо уехали в другие части страны. Сейчас в рыболовстве и в горной промышленности трудовые силы в основном состоят из выходцев из народа Овамбо.

У каждого племени есть вождь, который отвечает за своё племя, хотя многие уже перешли на систему совета старейшин для разрешения дел внутри племени. Члены семьи вождя Овамболэнд известны под именем аакванекамба, и только те, кто принадлежат к семье по рождению, имеют право стать вождём. Так как преобладает матрилинейность в законах, сыновья вождя не имеют право на наследство и на титул вождя. Они растут как простые члены племени.

Большинство овамбо сейчас исповедуют христианство (лютеранство). Финские миссионеры приехали на их родину в 1870-х годах, и большинство традиционных верований овамбо были замещены христианством, однако некоторые из старых традиций всё ещё существуют. Как результат миссионерской деятельности, почти все овамбо сейчас носят европейскую одежду и слушают западную музыку. Они всё ещё практикуют традиционные танцы, включающие барабанную музыку, однако большинство текстов было переписано как песни для политической кампании СВАПО. Большинство свадеб являются смесью христианских традиций и традиций овамбо.