Ованес Цорцореци


Оване́с Ерзнкаци́ (Цорцореци́) (арм. Հովհաննես Երզնկացի (Ծործորեցի), ок. 1270—1338), — армянский философ, грамматик, поэт, переводчик, педагог и церковно-общественный деятель[2][3][4][5]. Видный представитель Гладзорской школы[6] и один из основателей Цорцорской школы. Последователь движения армянских униатов.

Родился примерно в 1270-х годах, в городе Ерзнка или недалеко от неё. Начальное образование получил в церковных школах области Екехяц, продолжил обучение в Гладзорском университете. После окончания учёбы продолжил работать там же и стал соратником своего учителя Есаи Нчеци. Постепенно увлёкся католицизмом, стал разделять идеи объединения церквей. В 1306 году переехал в Артаз, в армяно-католический монастырь Цорцора, где прославился как искусный писарь, баснописец, философ и лингвист. В 1316 году участвовал в церковном соборе в Адане, на котором было принято решение об унии с католической церковью. В 1317 году был принят в Авиньоне римским папой Иоанном XXII. В 1320-х годах инициатива в деле пропаганды католицизма перешла к доминиканцам и Ованес, после долгих колебаний, в начале 1330-х годов присоединился к Крнийской доминиканской конгрегации[7]. Написал один грамматический трактат, ряд предисловий и толкований философских трудов, проповеди, стихи. Способствовал распространению католичества в Армении, был в тесных отношениях с Варфоломеем Болонским[8]. В 1321 году, по указанию Иоанна XXII, перевёл на армянский сочинение Фомы Аквинского «Книга семи таинств» — один из первых переводов трудов Аквинского в мировой литературе[9]. Умер в 1338 году, могила предположительно находится в монастыре Ахпат.

Был подвержён влиянию философских и теологических взглядов Фомы Аквинского (что особо ярко выделялась в попытках Цорцореци отделить науку от религии). Одновременно, продолжая тезисы армянской философии, считал всё сущное в мире изменчивым, как результат одновременного присутствия противоположностей (как в человеческом обществе, так и в природе). Критиковал платонические взгляды о взаимоотношениях души и тела, рассматривая душу как часть природы, а человека как гармоничное сочетание души и тела. В вопросах мировоззрения придерживался идеализма. Считал мир "узнаваемым": согласно ему, истину можно распознать тремя способами: инстинктом, опытом и разумом.