Одесский фуникулёр


Одесский фуникулёр (укр. Оде́ський фунікуле́р) — пассажирский подъёмник, расположенный рядом с Потёмкинской лестницей в городе Одессе (Украина).

Название Одесский фуникулёр относится к трём разным системам общественного транспорта, как существовавшим, так и ныне существующим на этом месте[1]:

Несмотря на сохранившееся прежнее название, технически современный Одесский фуникулёр — это двойной наклонный лифт, где каждая из кабин движется независимо от другой по своему собственному пути[3][4].

Лестница, соединяющая Приморский бульвар с портом, ныне Потёмкинская лестница, открытая в 1841 году, сначала была больше архитектурной достопримечательностью города, чем использовалась по прямому назначению. Служащие шли в порт на работу, в основном, со стороны Пересыпи или по спускам — Военному, Левашовскому (затем — Вакуленчука, ныне Деволановскому), Польскому (в советское время — Кангуна).

Количество людей, следующих в Одесский порт и на Приморскую улицу из центра города, ещё более возросло после открытия железнодорожного сообщения из порта на Куяльницкий лиман (туда, как вспоминал в книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, «шёл поезд, ведомый маленьким паровозом, который назывался паровиком. Маленький, бойко свистящий паровозик, пять-шесть зелёных вагонов…»). К тому же на Приморской улице вблизи порта открылось множество «заведений тёплых морских ванн», упомянутых в «[lib.aldebaran.ru/author/ilf_ilya/ilf_ilya_zapisnye_knizhki_19251937/ Записных книжках]» Ильи Ильфа: «Когда всё в Одессе разрушится, морские ванны по-прежнему будут сиять и переливаться светом. Одесситы любят морские ванны».

В 1880 году, учитывая конъюнктуру, была предпринята (оказавшаяся неудачной) попытка создать концессию для устройства рельсового подъёмного пути с пристани на бульвар.