Одномерный человек


«Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества» (англ. One-Dimensional Man, нем. Der eindimensionale Mensch) — книга фрейдомарксистского теоретика Герберта Маркузе, ставшая результатом его многолетних исследований современного общества[1]. Написана в русле Критической теории общества, разрабатывавшейся Франкфуртской философской школой, к числу представителей которой принадлежал и сам Маркузе.

Впервые книга вышла в 1964 году в США и в 1967 году была издана также в ФРГ. Книга серьёзно повлияла на идейно-политические установки движения «новых левых». По мнению исследователя Дугласа Келлнера, «Одномерный человек» — одна из наиболее значительных работ 1960-х годов[2].

Маркузе резко критикует консюмеризм и современное "индустриальное общество", которое, как он утверждает, является формой социального контроля. Маркузе утверждает, что хотя система, в которой мы живем, может претендовать на демократичность, на самом деле она является тоталитарной. Форма технологической рациональности навязала себя всем аспектам культуры и общественной жизни и стала гегемонистской. Наше отождествление с этой гегемонистской идеологией современного индустриального общества, эта идеология не только представляет собой форму "ложного сознания", но скорее сумела стать реальностью.

Современное индустриальное общество, кроме того, создало "общество изобилия", которое в условиях растущего комфорта замаскировало эксплуататорскую природу системы и, следовательно, укрепило средства господства и контроля. Современное "общество изобилия", таким образом, ограничивает возможности для политической революции против капитализма.

Маркузе утверждает, что в современных обществах потребления небольшое число людей наделено правом диктовать нам наше восприятие свободы, предоставляя нам возможность купить свое счастье. В этом состоянии "несвободы", потребители действуют иррационально, работая больше, чем от них требуется для удовлетворения реальных базовых потребностей, игнорируя психологически разрушительные последствия, не обращая внимания на отходы и ущерб, наносимый окружающей среде, и ища социальной связи через материальные предметы.

Это еще более иррационально в том смысле, что создание новых товаров, требующее утилизации старых, подпитывает экономику и поощряет необходимость больше работать, чтобы больше покупать. Человек теряет свою человечность и становится инструментом в промышленной машине и винтиком в машине потребления. Кроме того, реклама поддерживает консюмеризм, который дезинтегрирует общественное поведение, поставляясь в массовом порядке и внушая массам, что счастье можно купить, - идея, которая является психологически разрушительной.