Одноосный тягач


Одноосный тягач - самоходная безрельсовая колёсная машина, предназначенная для буксировки полуприцепных несамоходных машин или оборудования: строительных, сельскохозяйственных, военных. Может работать только в сцепке с агрегатируемой машиной. Частным случаем одноосного тягача является мотоблок.

Одноосный тягач представляет собой компактный модуль, состоящий из двигателя, трансмиссии, одного неповоротного ведущего моста, рамы, кабины и вспомогательного оборудования. Одноосный тягач имеет опорно-поворотное устройство, к которому присоединяется дышло агрегатируемой машины. Поворот агрегата осуществляется за счёт поворота тягача относительно машины[1].

Одноосные тягачи обычно строятся с использованием узлов (двигателей, трансмиссий) грузовых автомобилей, реже — тракторов. Гидравлические системы, рулевое управление и ходовая часть, как правило, оригинальные.

Изначально одноосные тягачи разрабатывались для работы в составе самоходных скреперов. Однако их преимущества оказались весьма актуальными для строительно-дорожной и военной техники, и выпуск одноосных тягачей и агрегатируемых с ними машин был расширен. На территории бывшего СССР с одноосными тягачами агрегатировали следующие строительно-дорожные машины:

В СССР одноосные тягачи широко применялись и в военном деле[2]. На их базе создавались инженерные машины и машины для ракетных войск. Делались попытки применения одноосных тягачей и в сельском хозяйстве.

Первым одноосным тягачом в СССР был МАЗ-529. На территории СНГ основным производителем одноосных тягачей является Могилёвский автомобильный завод (Белоруссия), который долгие годы являлся мировым лидером по числу выпускаемых машин. Выпускаются также на БелАЗе. В США одноосные тягачи и машины на их базе выпускает Caterpillar, в Европе — Liebherr и Volvo, в Японии — Komatsu и ряд других фирм. Интересно, что в отдельный вид техники одноосный тягач был выделен только в СССР, поскольку широко применялся в составе самой разной техники. В США, Германии и Японии самостоятельной единицей не считается.