Одо (музыкант)


О́до, Одо́н (лат. Odo, Oto, Otto) — имя нескольких итальянских церковных музыкантов и теоретиков музыки конца X — начала XI веков.

Ряд небольших музыкально-теоретических трактатов начиная со Средних веков вплоть до конца XX века приписывался богослову и реформатору монашеского движения Одо Клюнийскому[1]. Именно с такой атрибуцией «Одоновы» тексты в XVIII веке были напечатаны в первом томе популярной антологии Мартина Герберта «Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum» (далее — GS I). В XX веке в качестве авторов рассматривались разные личности под именем «Одо»[2]. Позднейшие исследования медиевистов XX–XXI вв. показали, что эти труды созданы разными авторами в Италии: одного из них принято теперь называть Одо Аретинским (конец X в.), прочих — Псевдо-Одо (ок. 1000 г.). Крупный западный палеограф Мишель Югло в статьях 1969 и 1971 годов высказал предположение, что тонарий Одо Аретинского и трактаты Псевдо-Одо послужили источниками новаторского учения Гвидо Аретинского, при этом в своих предположениях он не выходил за пределы «источниковедческих» аргументов[3]. Установление взаимоотношений между текстами «Псевдо-Одо» и текстами Гвидо Аретинского — предмет непрекращающейся полемики и в XXI веке[4].

Примечание. Стандартная аббревиатура для описываемого текста приведена по каталогу Lexicon musicum Latinum Medii Aevi (LmL Архивная копия от 25 июля 2017 на Wayback Machine) Баварской академии наук.