Оккультизм


Оккульти́зм (фр. Occultisme от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (оккультная философия, алхимия, астрология, магия, теургия, психургия, онейрокритика, некромантия и др.), касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе[2]. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблён в XVI веке Агриппой Неттесгеймским[3], термин «оккультные науки» (фр. sciences occultes) восходит к названию книги Эзеба де Сальверта[4], а термин «оккультизм» был введён в широкое употребление Элифасом Леви[5] в 1856 году[6]. К 1884 году Жозеф Пеладан под «оккультизмом» подразумевал все «оккультные науки»[7].

Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой»[8][9]; также это учение о «скрытых способностях человека» и «незримых силах природы»[10]. Иногда называется герметизмом, по имени одного из мифических персонажей, Гермеса Трисмегиста[3], обозначает традиции ритуальных магических практик, тайных (англ. arcane) знаний[11]. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как «паранормальные верования»[12].

Этимологически слово «оккультизм» происходит от лат. occultus («скрытый», «тайный», «сокровенный»), оно относится к «знанию того, что сокрыто»[14]. Нигидий Фигул, по словам Цицерона, видел «то, что скрыла природа (лат. quae natura occultavit[15]. Хотя словосочетания «тайная философия» (лат. «philosophia occulta») и «оккультные науки» (фр. sciences occultes)[4] были известны и употреблялись с XVI века[3], самое раннее использование термина встречается на французском языке, как фр. «l'occultisme», в статье А. де Лестранжа опубликованной в 1842 году в «Словаре новых слов» Жана-Батиста Ричарда де Рандонвильера («Dictionnaire des mots nouveaux»)[1]. Ханеграфф утверждает, что уже на данном этапе термин был связан с христианским эзотеризмом[16]. Французский маг Элифас Леви затем использовал этот термин в своей книге о ритуальной магии фр. «Dogme et rituel de la haute magie», впервые опубликованной в 1856 году, и оказавшей значительное влияние на всю последующую литературу, связанную с тайными науками и магией[6]. В 1853 году писатель-масон Жан-Мари Рагон также использовал термин «оккультизм» в своей популярной работе «Оккультное масонство» (фр. Maçonnerie occulte), связывая его с более ранними практиками, которые со времён эпохи Ренессанса называли «оккультными науками» или «оккультной философией», но также и с недавним социалистическим учением Шарля Фурье[13][17]. Элифас Леви был знаком с этой работой и, возможно, заимствовал термин оттуда. Леви также утверждал, что является хранителем древней традиции оккультных наук и приверженцем оккультной философии[18]. Именно благодаря использованию Элифасом Леви термина «оккультизм», он получает широкое распространение и начинает применяться повсеместно[6], поскольку, согласно А. Февру, Леви был «основным представителем эзотеризма в Европе и Соединённых Штатах» того времени[19].