Окрейц, Станислав Станиславович


Станислав Станиславович Окрейц (13 (25) августа 1836, Повенец Олонецкой губернии22 августа 1922, Борзна Черниговской губернии) ― русский писатель, журналист, публицист, литературный критик, издатель журналов «Дешёвая библиотека», «Луч», «Всемирный труд» и др.

Детство прошло в Петербурге, готовился к поступлению в Морской кадетский корпус, но после смерти отца вынужден был уехать к тётке в Витебскую губернию. В 1856 году окончил Витебскую гимназию, учился в Горы-Горецком земледельческом институте. В 1859—1862 гг. служил в могилёвской палате государственных имуществ. В 1863—1868 гг. ― второй библиотекарь виленской публичной библиотеки. В 1868 году, переехав в Петербург, по рекомендации А. К. Киркора поступает секретарём редакции в газету «Новое время»[2].

В 1870 году С. С. Окрейц приобрёл журнал «Дешёвая библиотека», с целью превратить этот журнал переводной литературы в солидное литературное издание. Ему удалось привлечь к сотрудничеству видных литераторов Г. И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Д. Д. Минаева, А. К. Шеллера-Михайлова, А. И. Левитова. Но из-за цензуры пришлось в 1874 году отказаться от журнала. Так же не удалось Окрейцу издание журналов «Всемирный труд» (вышло три номера), «Ваза», «Женские работы»[3]. Уехав из Петербурга, Окрейц несколько лет жил в своих наследственных имениях в Витебской, затем в Волынской губерниях.

С новыми демократическими веяниями М. Т. Лорис-Меликова, С. Окрейц, вернувшись в Петербург, начал выпускать журнал «Луч» (с 1880), а затем с 1890 года и одноимённую газету. По замыслу Окрейца, издания должны были, наряду с образцами лучшей отечественной беллетристики, давать беспристрастное освещение происходящих в империи событий: «мы не аристократы и не демократы; мы только народники и националисты и государственники». Однако, в своих изданиях Окрейц чётко указывал угрозу обществу: «нигилизм и революция». Обличая «лживо-широкие мировые идеи социалистов-космополитов», он предлагал проекты по обустройству «тех маленьких уголков земли русской, из которых слагается само государство» ― это вопросы местного самоуправления, народного образования, поддержку крестьянского хозяйства как противопоставления его люмпен-пролетаризации[4]. У многих либеральных журналистов это, а также явный антисемитизм Окрейца, видевшего в революционерах «жидовство», вызвало саркастический протест[5][6]. Журналист А. Кауфман называл в печати Окрейца «присяжным юдофобом», человеком, «в течение многих лет то под собственной фамилией, то под псевдонимом Орлицкого выливавшего в специально создаваемых им органах печати помои на еврейский народ»[7]. А. П. Чехов прозвал Окрейца «Юдофоб Юдофобович», высмеивая в рассказах «Завещание старого 1883 года», «Елка», «Прощание», «Визитные карточки», «Письма», а в шуточной «Литературной табели о рангах» поставил его единолично на последнее место среди всех живущих русских литераторов («Не имеющий чина»)[8].