Оксфордское движение


Оксфордское движение — движение среди англикан Высокой Церкви (High Church) в Церкви Англии, которое постепенно развилось в англо-католицизм. Движение, члены которого часто ассоциировались с Оксфордским университетом, выступало за восстановление традиционных аспектов христианской веры, впоследствии утерянных, и их включение в англиканскую литургию и богословие. Именно в недрах Оксфордского движения родилась «теория ветвей», согласно которой Англиканская церковь является одной из трёх ветвей Церкви Христовой вместе, соответственно, с Римско-католической и Православной церквами.

Оно также известно как Трактарианское движение после серии публикаций «Tracts for the Times», опубликованных между 1833 — 1841 гг. Эту группу также называли Ньюмэнитами (Newmanites) (до 1845 года) и Пьюсеайцами (Puseyites) (после 1845 г.) в честь двух великих трактарианцев — Джона Генри Ньюмена и Эдварда Бувери Пьюзи. Среди наиболее известных трактарианцев можно назвать Джона Кибла, Чарльза Мэрриотта (Charles Marriott), Ричарда Харрелла Фроуда (Richard Hurrell Froude), Роберта Уилберфорса (Robert Wilberforce), Айзека Уильямса (Isaac Williams) и Уильяма Палмераruen из Вустер-колледжа.

Непосредственным импульсом для движения стала секуляризация церкви, фокусом которой стало решение правительства сократить до десяти количество ирландских епископов в Церкви Ирландии в соответствии с Актом о реформе 1832 года. Кибл обрушился с критикой на это предложение, назвав его «национальной изменой» в своей проповеди (Assize Sermon) в Оксфорде в 1833 году. Лидеры движения критиковали либерализм в богословии. Их интерес к корням и истокам христианства привел к пересмотру отношений между Церковью Англии и Римско-католической церковью.

Движение постулировало «Теорию ветвей», которая утверждала, что англиканство наряду с православием и католицизмом формируют три «ветви» одной «Кафолической Церкви». Идеологи движения выступали за включение в литургию ряда традиционных аспектов из средневековой богослужебной практики, так как считали, что Церковь стала слишком «простой». В девяностом и последнем трактате (Tract), Ньюмен выступал с мнением, что доктрины Римско-католической церкви, установленные Тридентским собором, совместимы с тридцатью девятью статьями англиканского вероисповедания Церкви Англии XVI века. Обращение Ньюмена в 1845 году в католицизм оказало большое влияние на всё движение.

Кроме «Tracts for the Times», богословско-идеологический базис для движения составляло собрание переводов Отцов Церкви, известное как «Библиотека Отцов Церкви» (the Library of the Fathers). В итоге это собрание составило 48 томов, последний из которых был опубликован через три года после смерти Пьюзи. Главным редактором многих из томов был Чарльз Мэрриотт. Так же были опубликованы некоторые оригинальные тексты на греческом и латыни.