Октябрьский молот (Чернигов)


«Октябрьский молот» (укр. ЧРМЗ «Жовтневий молот») — ремонтно-механический завод, бывшее государственное предприятие машиностроения в Чернигове. Сейчас на его территории торговые площади («Ремзавод»), часть помещений не эксплуатируется. Градообразующее предприятие города Чернигова 20 века. Восточнее и северо-восточнее примыкает район Ремзавод, западнее — ГП «завод стройматериалов №2», южнее — автотранспортные предприятия[1]. На Генплане Чернигова (2001 год) предприятие также обозначено.

Во второй половине 1921 года заработал действующий чугунолитейный завод. В 1922 году с Ремесленной улицы в село Коты был переведён чугунолитейный завод Вайнштейна и Кацнельсона.

В ноябре 1922 году на базе чугунолитейного завода и механических мастерских клинкерного завода основано предприятие по производству и ремонту с/х инвентаря — завод «Октябрьский молот». В следующем году из-за отсутствия топлива он был поставлен на консервацию, в сентябре 1924 года возобновились работы.

В годы первой пятилетки были построены новые цехи на заводе, предприятие смогло приступить к ремонту тракторов. В 1930-е годы были построены механо-сборочный, моторемонтный, литейный цехи, предприятие приступило к изготовлению глиномешалок для кирпичных заводов, прессов для производства черепицы.

В 1931 году на заводе работали 126 рабочих — крупнейшее государственное предприятие Чернигова по количеству занятых. В 1931 году завод выполнил заказ Мигнитостроя на чугунное литьё. Завод был переоснащён и в 1935 году приступил к ремонту тракторов ХТЗ, затем грузовых автомобилей и автомобильных моторов, гусеничных тракторов ЧТЗ. Завод ремонтировал 40% тракторных моторов МТС области[2], выпускал запасные части к с/х машинам. В 1939 году стахановцами стали 78% всех рабочих. В 1940 году завод «Октябрьский молот» был одним из наиболее крупных (среди 11) предприятий (всего 57).

В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года оборудование завода «Октябрьский молот», объединённого с Киевским авторемонтным заводом, было эвакуировано в Саратов, где проводился ремонт военных автомобилей и танков. Во время немецко-фашистской оккупации Чернигова на заводе действовала подпольная группа во главе с М. С. Шарым. В начале 1944 года разрушенные цехи были отстроены, в послевоенные годы расширены и коренным образом реконструированы.