Омнибус


О́мнибус (от лат. omnibus «всем, для всех, каждому, для каждого», форма дат. падежа мн. числа лат. omnis «каждый») — многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.

Многоместная (15—20 мест) повозка на конной тяге[1]. Омнибус практически является предшественником автобуса.

Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше (так называемый «империал»).

Считается, что первый в мире омнибус начал функционировать в Нанте (Франция) в 1826 году. Однако правильнее будет сказать, что в Нанте в 1826 году впервые стали использовать слово «омнибус». В частности, Блез Паскаль свидетельствует, что многоместные пассажирские экипажи были пущены в Париже ещё в 1662 году при Людовике XIV. Герцог де Роанне с подачи идеи такого транспорта самим Блезом Паскалем создал акционерное общество для реализации этого проекта, и 18 марта[источник не указан 208 дней] 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного пассажирского транспорта, названного впоследствии омнибусом. Позднее многоместные пассажирские конные экипажи — омнибусы — различных конструкций использовались и в других городах. Однако массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке.

В начале XIX века в Нанте молодой человек по имени Этьен Бюро (фр. Étienne Bureau) создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда-судовладельца между конторой его судоходной компании и таможней. Транспортное средство обычно базировалось на Площади Коммерции, рядом со шляпным магазином Омнэ (фр. Omnès). На вывеске магазина было написано «Omnes Omnibus» (игра слов: название магазина omnes с лат. — «все», omnibus — «всем, для всех, каждому, для каждого»). Так среди пассажиров линии вошло в оборот выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».