Опекушин, Александр Михайлович


Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин (16 (28) ноября 1838 — 4 марта 1923) — русский скульптор, монументалист, создатель памятника поэту Александру Пушкину в Москве. Академик (с 1872) и действительный член (с 1895; по новому уставу) Императорской Академии художеств.

Родился 16 (28) ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина помещицы Е. В. Ольхиной. Отец, регулярно бывая в Санкт-Петербурге, отдал двенадцатилетнего сына, с согласия помещицы, на три года в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Проявившего незаурядные способности мальчика, окончившего школу за два года, взял в свою скульптурную мастерскую в Петербурге преподававший в рисовальной школе профессор Д. И. Йенсен. Для дальнейшей учёбы в Императорской академии художеств Александру Опекушину пришлось выкупиться из крепостного сословия — за 500 рублей; 20 марта 1859 года он получил вольную. В 1861 году женился: в Преображенской церкви Санкт-Петербурга венчался с Евдокией Ивановной Гуськиной, — дочерью государственного крестьянина.

В Академии продолжал заниматься вольноприходящим у Йенсена. В 1862 году получил первую награду — Малую серебряную медаль за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде — ему было поручено выполнить фигуру Петра I[1].

В 1864 году Академия присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея». Из этого звания он был повышен в 1869 году в классные художники 2-й степени, в 1870 году — в классные художники 1-й степени за исполненный бюст графини Шуваловой и семь колоссальных фигур, вылепленных для петербургского монумента императрице Екатерине II М. О. Микешина, и, наконец, в 1872 году — в академики за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В 1872 году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его Большой золотой медалью.

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже демонстрировалось чеканное блюдо с историческими сценами, отлитое по модели Опекушина на московской ювелирной фабрике П. Н. Овчинникова.

Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М. О. Микешиным и архитектором Д. Н. Чичаговым создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».