Опорный каток


Опорный каток — элемент гусеничного движителя, являющийся подвижной опорой гусеничной или полугусеничной машины (БТР, танка, трактора, и так далее) на гусеничных лентах[1].

При достаточно большом диаметре может также выполнять функции поддерживающего катка, неся верхнюю ветвь гусеницы[2]. В конструкции колёсно-гусеничных танков со съёмными гусеничными лентами опорные катки также выполняли роль колёс для передвижения на колёсном ходу.

Монтируются опорные катки на подшипниках на осях, которые связываются с корпусом через подвеску. На быстроходных гусеничных машинах, с целью смягчения ударов о гусеницу во время движения по пересечённой местности, опорные катки обычно делают обрезиненными[1].

В зависимости от конструкции опорные катки подразделяются на обрезиненные, необрезиненные и на катки с внутренней амортизацией[1].

Наиболее широко распространены обрезиненные опорные катки с внешними резиновыми бандажами. Их основной недостаток состоит в том, что в отдельный момент работает лишь небольшая часть резины, в результате чего материал испытывает на себе очень большое давление, быстро нагревается и разрушается[1].

Из-за недостатков обрезиненных катков на некоторых моделях танков использованы необрезиненные опорные катки (литые или штампованные)[сн 1] либо катки с внутренней амортизацией, в которых резиновые бандажи расположены между ступицей и стальным ободом. В катке с внутренним расположением бандажа работает приблизительно половина объёма резины, к тому же последняя защищена от случайных механических повреждений — однако смягчающее действие при использовании такой схемы куда слабее, чем при использовании наружного бандажа[1].