Орбелиани (княжеский род)


Представитель рода Липарит Орбелиани упоминается в 70-е годы IX века. Грузинский царь Георгий III истребил весь род Орбелиани. Из них только один Липарит, его брат Иван с сыновьями Елигумом и Иваном успели спастись и найти убежище у Атабека Азербайджанского. Обширные их владения были частью разделены между прочими князьями, частью конфискованы в казну. Царица Тамара Великая позволила им вернуться в Грузию и назначила им новые уделы в Сюникской провинции, а также г. Ани.

В XIII веке Орбелиани усердно помогали монголам в их завоевательных походах и значительно усилили влияние. В то же время архиепископ Сиалникский Стефан Орбелиан написал историю своего дома. Князья Орбелиани сохраняли свои владения (до 1438), когда царь грузинский — Александр отобрал их удел.

Высочайше утверждённым (7 марта 1826) мнением Государственного совета признаны в княжеском достоинстве князья Джамбакурьян-Орбелиани (всего поименовано 16 человек).

Кроме того, княжна Анастасия Давидовна Орбелиани (1825—1907) была замужем за кутаисским генерал-губернатором князем Александром Ивановичем Гагариным (1801—1857), который был вероломно убит низложенным владетелем Сванетии князем Константином Дадешкелиани; а княжна Ефимия Дмитриевна Орбелиани (1801—1849) была матерью грузинского поэта Николая Бараташвили.

The two Mamikonid princely Houses of Georgia and the Russian Empire are the Liparitids and the T’umanids. The former appeared in Iberia c. 876; was invested with the office of High Constable of Georgia; returned, in the main branch, to Armenia in 1177, or possibly even earlier; and reigned as the Third Dynasty of Siunia [25] from c. 1200 to the mid-fifteenth century. It was subdivided, in the remaining Georgian branch, into the following houses: Jambakur(ian) [= čenbakur]-Orbeliani, Barat’ašvili, Solağašvili, Kaxaberije-Čiĵavaje, and possibly Abašije. … The other house of T’umanids, removed to Georgia from Armenia-in-Exille (Cilicia) after the twelfth century: Fifteenth Cent. Bagr. 179 n. 59; Spiski 83-85; Dolgorukov III 483; GHA(f) 2 (1953) 471; cf. Zacharias the Deacon, Sofis 48. (Cyril Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History, p. 211—212, n. 238).