Организация Тодта


Организация Тодта (нем. Organisation Todt) — военно-строительная организация, действовавшая во времена нацистской Германии. Организация названа Адольфом Гитлером по имени возглавившего её Фрица Тодта с 18 июля 1938 года[1].

В последние годы перед Второй мировой войной правящей верхушке Германии стало ясно, что существует острая необходимость в новых методах организации строительства для нужд вооружённых сил: необходимость максимального использования механизации, новых методов организации работ, концентрации при необходимости большого количества людей и средств. Примером такой организации послужил уже имевшийся в те годы опыт строительства автобанов. Сосредоточение большого количества рабочей силы на наиболее важных участках требовало особых мероприятий по размещению рабочих. Требовалось решить вопросы трудового права, заработной платы, расценок на работы. Все эти новшества были разработаны и осуществлены под непосредственным руководством генерал-инспектора путей сообщения Германии Фрица Тодта[2].

28 мая 1938 года Гитлер поставил задачу строительства Западного вала по западной границе нацистской Германии от Люксембурга на севере до Швейцарии на юге. К строительству было привлечено около тысячи фирм, которые были объединены Фрицем Тодтом в 22 строительных управления (нем. Oberbauleitungen). 18 июля 1938 года Гитлер назвал эти управления Организацией Тодта (нем. Organisation Todt)[1]. Организация работ стремительно набирала обороты и в конце ноября 1938 года на строительстве уже трудилось 340 тысяч человек, непосредственно входящих в Организацию Тодта, кроме того, были привлечены 90 тыс. человек из состава инженерно-строительных частей[источник не указан 3828 дней] и 300 рот Имперской трудовой службы.

Все строительные мероприятия организации Тодта проводились на основании подрядов на строительство и поставку, заключавшихся между генерал-инспектором и фирмами.