Ордерная аркада


О́рдерная арка́да — аркада покоящаяся на пилонах, расстояние между которыми соотносится с пролётами наложенной на неё ордерной колоннады, при этом фасадные поверхности пилонов выступают фоном для ордерных колонн, а на арки опирается ордерный антаблемент, выступающий венчающим элементом композиции. В ордерной аркаде колонны являются либо приставными, либо связанными; иногда их заменяют пилястры[1].

Римская архитектура начала формироваться после завоевания Греции, в конце Республики, и приобрела ярко выраженные самостоятельные черты в начале периода Империи. Ордерные системы, воспринятые римскими строителями от своих предшественников, были переосмыслены и переработаны в соответствии с особенностями римской культуры[2]. В республиканский период эволюция ордеров имела одну общую черту: отдельные части ордера постепенно утрачивали первоначальный конструктивный смысл элементов стоечно-балочной системы. Венчавшая в Древней Греции карниз сима перестала выполнять функцию желоба, а фриз стали вытёсывать из одних и тех же блоков, что и архитрав. Привычным средством расчленения стены стали полуколонны и пилястры. Римские варианты ордеров были разработаны к концу I века до н. э., тогда же в римской архитектуре появились свои, оригинальные композиционные приёмы и формы: ордерная аркада и аркада, опиравшаяся на колонны[3].

На основе ордерных аркад возникла римская арочно-аркадная ячейка — объёмно-пространственный элемент, применявшийся в архитектуре Древнего Рима для создания крупных общественных сооружений, отличавшийся универсальностью. Применение однотипных ячеек, обладавших повышенной прочностью, давало возможность строить здания со сложной функциональной схемой и удобной планировкой. Ячейки применяли при постройке Табулария (79—78 года до н. э.), театра Марцелла (44—17 гда до н. э.), римского Колизея (75—80 года н. э.)[4].