Ориентализм


Ориентализм (от лат. orientalis — восточный) — направление в развитии западноевропейской культуры Нового времени; в большинстве источников хронологические границы ориенталистского движения определяют XVIII— началом XX веков[1][2][3]. В иной формулировке ориентализм — «комплекс явлений общественной и художественной жизни, культурных практик и идеологических установок», соотнесённый с «широким общественно-политическим контекстом эпохи»[4].

Идеология ориентализма в социальной и художественной культуре связана с дихотомией «Запад и Восток». По концепции выдающегося английского историка Арнольда Тойнби движущей силой этого противостояния является схема «Вызов-и-Ответ», а также «контакты во времени и пространстве»[5].

В области художественной культуры такие контакты формируют не действительный, а воображаемый, идеализированный мир Востока, в частности, в произведениях искусства. Эти контакты могут принимать форму путешествий, отражаемых в путевых записках и книгах (Жерар де Нерваль «Путешествие на Восток», 1843), «письмах», например «Турецких письмах» леди Мэри Уортли-Монтегю (1763), в сборнике «Западно-Восточный диван» Гёте (1819) или «Персидских письмах» Шарля Луи де Монтескьё (1721), а также в виде религиозного паломничества, военных экспедиций, туризма, научных исследований и публикаций, создания иллюстрированных журналов и альманахов, коллекционирования артефактов. Одним из результатов такого многостороннего процесса является использование тем, сюжетов, мотивов и стилевых художественных приёмов восточного искусства в западноевропейской культуре[6]. Во многих подобных случаях используют метафорическое определение «Диалог культур», несмотря на то, что оно лишь частично отражает сложность многообразного взаимодействия различных типов восточных и западных цивилизаций.

До середины XX века в истории искусства отсутствовало чёткое подразделение на различные восточные «стили» и определение их границ, поскольку в предыдущие эпохи не было накоплено достаточного материала: иконографических источников и археологических сведений, отсутствовала общая теория стилевого развития искусства[7]. Поэтому все названия имеют условный конкретно-исторический характер.

Одним из самых ранних источников «восточных стилизаций» было Искусство Древнего Египта. Интерес к нему существовал постоянно: впервые во времена Древнего Рима. В новое время такой интерес проявлялся в формах египтизирующего стиля или «египетских мотивов» в искусстве классицизма, барокко, ампира, стилизаций периодов историзма и модерна[8][9].