Орнамент


Орна́мент[1][2] (лат. ornāmentum[3] — «украшение»[4], от ornāre[3] — «украшать»[4]) — узор (узорочье), состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

В словаре В. И. Даля дано определение: «Орнаме́нт м. фрнц. украшенье, прикраса, особенно в зодчестве»[5]; близко понятиям «узор», «узорочье»: сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, представляющие собою сочетание линий, красок, теней, отвлечённый, абстрагированный тип изображения. В другом источнике указано, что орнамент — исполненное в одной плоскости, вылепленное рельефно или резанное вглубь, одноцветное или полихромное изображение, служащее в архитектуре украшением различных частей здания (полов, потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых стен и пр.), а в художественной промышленности употребляемое для декорирования изделий всякого рода (керамических, текстильных, металлических и так далее)[2]. В современной теории искусства все разновидности орнаментов рассматривают в качестве результата постоянно действующей абстрагирующей тенденции конкретно-предметных форм, заимствованных из природы, но преобразованных с помощью ритмико-моторных навыков и мифологических представлений об устройстве мира[6][7][8]. Иные формы возникают непосредственно из абстрактных понятий и представлений, к ним относятся магические, солярные знаки. Происхождение третьих спорно. Например, меандр — один из древнейших линейных, или геометрических, орнаментов, известный по архаической крито-микенской и аттической вазописи VIII−VII в. до н. э. Его происхождение трактуется различным образом[9].

Как и декор, орнамент относится к роду композиции, эстетический и художественный смысл которой заключается в органичном взаимодействии с окружающей средой: декорируемой поверхностью с присущими ей фактурой, текстурой, окрашенностью, а также объёмом, массой и даже, опосредованно, с окружающим пространством. Однако, в отличие от декора, орнамент, прежде всего по причине бóльшей абстрагированности, имеет в общей композиции художественного произведения или ремесленного изделия вспомогательное, формальное значение[10]. Так, в Древнем Риме глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» (в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать»). Если римскому легионеру требовалось «ornamentum» — снаряжение, украшенное гравировкой и чеканкой, — но прежде всего оно должно было охранять его жизнь в бою, то императору во время триумфа полагался «decorum». В это понятие включалось всё, связанное с празднованием триумфа в особо торжественных случаях. Декор нес в себе идеологический смысл. Орнамент имел формальное значение[11].