Оромо


Оро́мо (оромо Oromoo, в пер. с амхарского языка — «бродячие искатели земли»[1]) — кушитский народ, крупнейшая этническая группа Эфиопии, также живущая на севере Кении, в Судане и других странах. Численность — более 42,5 млн человек[источник не указан 199 дней].

Ранее как по отношению к народу, так и к языку применялся термин «галла», однако в современной литературе он не используется. Именно так озаглавлено одно из стихотворений Н. С. Гумилёва, посвящённое оромо и вошедшее в его абиссинский цикл[2].

Язык оромо относится к кушитской ветви афразийской языковой семьи. Распадается на очень различающиеся между собой диалекты. Письменность оромо с 1991 года на латинской основе, до этого использовался эфиопский алфавит[3].

Оромо делятся на региональные и племенные группы: Центральная Эфиопия — тулама; Западная Эфиопия — мэча; Юго-Восточная Эфиопия — арси, итту, котту, поле, джарсо, ала, бабиле и др.; Юг Эфиопии — борана; Север Эфиопии — азебу, райя, волло. В Кении живут гуджи, часть борана (кочевые скотоводы), а также оромо (земледельцы долины реки Тана, смешавшиеся с банту) и бродячие охотники вату[3].

Более половины оромо исповедуют ислам суннитского толка, есть христиане (миафизиты, лютеране и католики)[3]. Также распространены традиционные верования и культы: анимизм, культ первопредка оромо, пророка Абба Муда, небесного бога Уака, божеств земли[4].

Оромо начали селиться на землях Эфиопии и северной Кении задолго до XVI века. Однако массовая миграция кочевников-скотоводов оромо из района Африканского Рога на территорию Эфиопии началась лишь в 20-х годах XVI века. С 60-х годов XVI века миграция стала очень интенсивной и проходила в трёх направлениях: северном, северо-восточном и западном. В это время оромо представляли собой совокупность множества племён, которые были однородны в культурном отношении и составляли единую культурную общность. Племена оромо образовывали два крупных союза племён, барайтума и боран. Местное население редко оказывало сопротивление; как правило, жители пытались найти убежище в труднодоступных местах и оставались там после захвата их земли племенами оромо. Большинство населения захватываемых территорий либо подвергалось физическому уничтожению, либо ассимилировалось. Процессу ассимиляции способствовал существовавший у оромо институт усыновления иноплеменников. Адаптированные юноши из местного населения включались в систему возрастных классов оромо, но получали иной социальный статус. Когда среди оромо сохранялись незначительные по численности не ассимилированные группы местного населения, они превращались в эндогамные группы, взаимоотношения с которыми были от военных столкновений до даннических отношений или взаимовыгодных контактов. Районы расселения были неоднородными, оромо попадали в различные экологические условия, вступали в контакты с различными этническими группами. В некоторых случаях и сами оромо подвергались ассимиляции.