Осетиноведение


Осетинове́дение — региональная ветвь иранистики, вырабатывающая и систематизирующая знания об истории, экономике, культуре Осетии и осетин[1].

Среди первых исследователей материальной культуры, хозяйственной жизни и верований осетин были Г. Миллер, П. Паллас, И. Потоцкий, Ю. Клапрот, А. Батырев, И. Гюльденштедт, посещавшие край в XVIII веке[1]. Богатые историко-этнографические и географические сведения содержатся в «Материалах для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.» академика П. Г. Буткова[1].

В начале XIX века в связи с социальными изменениями и становлением просвещения появляются первые кадры осетинской интеллигенции, среди наиболее ярких примеров — Иван Ялгузидзе, автор первой осетинской азбуки и нескольких переводов на осетинский язык[2].

Первым научным описанием осетинского языка стала работа академика А. М. Шёгрена[2], с некоторыми изменениями заложенная им система письменности используется до сих пор. Он также предложил переводы некоторых грамматических терминов на осетинский язык и видел большую перспективу в использовании осетинского языка в школе[3]. Во второй половине XIX века были изданы исследования В. Ф. Миллера[4] и М. М. Ковалевского[5].

Интерес крупных учёных к проблематике осетиноведения способствовал развитию местной интеллигенции, писателей, собирателей фольклора и др. В. Ф. Миллер признался, что «без самих осетин, без ревностного участия осетинской молодёжи не только в собирании памятников языка и словесного творчества, но и в деятельной консультации путём писем и личных бесед, он никогда не сумел бы довести своей работы до желательного конца»[6][7].

После Октябрьской революции были основаны новые научные учреждения, в апреле 1919 года при Осетинской учительской семинарии создано Осетинское историко-филологическое общество, из которого вырос Северо-Осетинский научно-исследовательский институт (ныне СОИГСИ). В 1930 году при институте была открыта аспирантура[8]. В 1925-41 годах была опубликована серия из пяти томов «Памятники народного творчества осетин»[8]. Развитие народного просвещения требовало интенсификации исследований языка и литературы, разработки вопросов графики, формирования единого литературного языка (Б. А. Алборов и др.)[9]. Развивалось изучение нартовского эпоса.