Остин (бронеавтомобиль)


«Остин» — семейство пулемётных бронеавтомобилей, разработанных по заказу Российской империи британской фирмой «Остин» и производившихся там же в 19141917 годах. Строившиеся в трёх основных модификациях, «Остины» стали самыми массовыми бронеавтомобилями Русской императорской армии в ходе Первой мировой войны. Также активно применялись противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны в России. Кроме того, изготовленные, но не отправленные в Россию бронеавтомобили «Остин» ограниченно применялись Британской армией весной—осенью 1918 года на Западном фронте Первой мировой войны, с мая 1918 года — в Месопотамии, а позднее — в Индии и Афганистане[1].

С началом Первой мировой войны разрозненные факты успешного применения броневых автомобилей на фронте поставили вопрос о развёртывании серийного производства этих боевых машин. 17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант Владимир Александрович Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру Николаевичу Добржанскому сформировать бронированную пулемётную автомобильную батарею, а 19 августа разрешением приступить к постройке броневых машин «положил начало существованию блиндированных автомобилей и формированию роты». Однако мощностей заводов России не хватало для покрытия нужд армии в транспортных машинах, не говоря уже о бронированных. Поэтому в августе 1914 года приказом Сухомлинова была образована специальная закупочная комиссия генерала Секретева, которая отбыла в Англию для закупки автомобильной техники и имущества, в том числе броневых автомобилей. Членами комиссии совместно с офицерами Главного военно-технического управления Русской Императорской Армии (ГВТУ), преемником Главного инженерного управления, разработали тактико-технические требования к этому виду боевой техники. В частности, приобретаемые бронеавтомобили должны были иметь горизонтальное бронирование (то есть крышу), а пулеметное вооружение состоять минимум из двух пулемётов, установленных в двух вращающихся независимо друг от друга башнях. Ничего подобного комиссия в Англии не обнаружила.[1]

В итоге, в 1914 году по заказу России фирма «Остин» разработала одноимённый бронеавтомобиль на шасси пассажирского автомобиля, соответствующий русским тактико-техническим требованиям. 29 сентября 1914 была заказана первая партия из 48 машин стоимостью по 1150 фунтов стерлингов каждая. Эти машины впоследствии получили известность, как «Остины» 1-й серии[1].