Ответственное потребление


Ответственное (разумное, устойчивое) потребление (англ. responsible consumption) — понятие в экономике, которое подразумевает экономное использование природных ресурсов в рамках удовлетворения только лишь необходимых потребностей.

Ответственное потребление — один из 12 пунктов в списке 17 глобальных целей[1], определенных ООН для мировых лидеров — президентов, модных брендов, корпораций. Движение активно поддерживается акциями и социальной активностью известных компаний и знаменитости разного уровня.

Среди торговых марок, обеспокоенных идеей ответственного потребления, неоднократно замечены IKEA[5] с их полным переходом на светодиоды, H&M и Walmart, принявшие участие в неделе «Зеленой жизни» в Китае[6]. В мире моды площадками для распространения идеи вторичного потребления стали известные рупоры — Vogue, Glamour, GQ.

В начале 20-х годов XXI века вторичная переработка отходов в России становится одним из приоритетных направлений государственной политики. По данным Минприроды РФ, ежегодно образуется около 5,4 млрд т отходов и около 375 млн т требуют особых условий промышленной переработки. Однако, из-за отсутствия в стране централизованной системы раздельного сбора мусора максимально использовать вторичную переработку проблематично[7].

С 1 января 2020 года в России была введена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Однако по данным опроса ВЦИОМ, к сторонникам раздельного сбора мусора готово присоединиться меньше половины россиян (47 %). Каждый десятый россиянин (11 %) не практикует раздельный сбор мусора и не хотел бы это делать и в дальнейшем. Это значительно затрудняет деятельность по переработке и повторному использованию отходов. Компании и государство совместными усилиями создают программы, направленные на воспитание граждан к ответственному потреблению[8].

Так, ритейлер «Вкусвилл» установил в своих магазинах автоматы по сбору ПЭТ-бутылок (за месяц они собирают около 19 500 штук). Многие розничные магазины и сети наладили прием старых батареек для переработки, а в московских «М.Видео» и «Эльдорадо» есть пункты приема для старых электроприборов. Также отслужившую свой срок технику можно сдать в любой сервисный центр Samsung.