Учебный воздухоплавательный парк


Учебный воздухоплавательный парк (УВП) /февраль 1885 − 1910/ — военное учебное заведение Вооружённых сил Российской империи в окрестностях Санкт-Петербурга (Волкова деревня), для подготовки аэронавтов-офицеров воздухоплавательных частей.

22 декабря 1884 года (г.) видный русский реформатор и военный министр генерал П. С. Ванновский выступил на Военном совете: «… Государь Император, признавая необходимым предоставить … средства для основательной разработки вопросов по развитию у нас и применению к военным целям воздухоплавания, голубиной почты и различных систем вышек, высочайше повелеть соизволил: — Организовать особый фонд …; — Расходование этой суммы производить с разрешения Военного Министра …; — Кадровую команду аэронавтов образовать …»

В декабре 1884 года в России при Главном Инженерном Управлении под председательством заведующего Гальванической (впоследствии — Электротехнической) частью генерал-майора М. М. Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Секретарем-делопроизводителем её был назначен поручик А. М. Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище[2].

По заключению этой комиссии в феврале 1885 г. была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода — под началом поручика А. М. Кованько. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. В 1887 г. в команде было уже 6 офицеров и 51 солдат. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с газодобывающей установкой и паровой лебёдкой[3].

Военно-воздухоплавательную команду расквартировали к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в старых казармах испытального артиллерийского полигона.

6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт из Волкова в Новгород на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько, основателя и главы авиационной команды. Отсюда впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол».