Откровение Иоанна Богослова, 14


Откровение Иоанна Богослова, Глава 14 — четырнадцатая глава Книги Апокалипсиса (14:1—20), в которой происходит очередное Поклонение Агнцу, на сей раз весьма масштабное, затем появляются три ангела с пророчествами о конце света, а следом Иоанн имеет видение Жатвы.

144 тысяч отмеченных печатью поклоняются Агнцу на горе Сион и поют Новую Песнь. На небе пролетают три ангела: первый — благовестит вечное Евангелие; второй — прорицает о падении Вавилона, а третий — проклинает тех, кто поклонился образу Зверя из моря, они будут «пить вино ярости Божией». Голос с неба благословляет мертвых, умерших «в Господе».

Затем в видении Иоанну является Христос с серпом в руках, сначала он жнет хлеб, а потом ангел обрезает гроздья винограда, которые бросают в великое точило гнева Божьего.

Гора Сион, на которой стоит Агнец — разумеется, не исторический иерусалимский холм Сион, а символический. Уже появлявшиеся в седьмой главе 144 тысяч праведников — это 12 колен израилевых, умноженное на 12 апостолов, а затем на тысячу (то есть великое множество); эта цифра обозначает символическое число полноты верных Христу, новозаветную и ветхозаветную Церковь. На челе у них начертано имя Отца, в то время как у других там — сатанинский знак (см. предыд. главу)[1].

«Новая песнь» — это образ из Второисайи, мессианская песнь спасения (Ис 42,10), это песнь Завета, близости Божьей. Поющие спасены, хотя в земной жизни они погибли, были убиты. Спасенные названы «девственниками», но не в смысле отсутствия половых контактов — этот образ, по мнению большинства комментаторов, обозначает осквернение с язычеством, поскольку у древних пророков «блудодеяние» и «идолопоклонство» часто использовались как синонимы. Также не следует это понимать, что спасутся одни мужчины[1]. Однако есть версии, что тут действительно говорится о реальном целомудрии и безбрачии. В греческом тексте в значении «непорочный» употреблено слово «амомос», специфичное для жертвоприношений[2].

«Вечное Евангелие», которое имеет первый («другой») ангел, скорей всего, не книга, а «благовестие», благая весть, обращенная ко всем временам[1]. Он призывает воздать славу истинному Богу. То, что Евангелие будет проповедоваться по всему миру всем народам — это один из признаков приближающегося конца света (Мат. 24,14), так что появление первого ангела с благой вестью всякому племени и колену и языку и народу — исполнение этого пророчества[2].