Открытое государство


Открытое правительство (открытое государство) — это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. В наиболее широком изложении она противостоит попыткам легитимизации расширения секретности и непубличности деятельности государственных структур. Истоки аргументов в пользу открытого государства могут быть отнесены ко времени эпохи Просвещения в Европе, в течение которой философами обсуждалось правильное построение зарождавшегося демократического общества.

Прозрачность государства часто связана с обеспечением подотчетности. Прозрачность зачастую позволяет гражданам демократических стран контролировать их государство и уменьшать коррупцию, взятки, и иные должностные преступления.

Современная доктрина открытости государства находит сильную поддержку среди некоммерческих организаций, занятых противостоянием тому, что они видят как непрерывную тенденцию склонности государства к уходу в секретность, везде где это только возможно. Они выступают в поддержку применения норм открытости и прозрачности по всему миру и убеждают в необходимости подобных стандартов для процветания и развития демократических обществ. В России одной из подобных организаций выступает ИРСИ.

Мировая практика в области открытости государства является весьма широкой и включает множество тем и направлений, которые правительства стран выбирают как приоритетные. В то же время, ряд направлений присутствуют повсеместно и считаются неотъемлемыми для обеспечения публичности государства. К таким направлениям можно отнести:

Эти направления отчасти представлены и в России в виде несистематизированных государственных и общественных инициатив. Например, Счетная палата Российской Федерации, как орган высшего аудита, воспринимает открытость как один из важнейших элементов обеспечения полезности для граждан и реализации принципов прозрачности и подотчетности в соответствии со стандартами ISSAI 121 и ISSAI 202 Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ), а открытость государства — как составляющую эффективности расходования бюджетных средств[1].

Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан является проблема непонятности государственной информации для простых людей. Эта проблема широко распространена во всём мире, и во всех развитых странах она сейчас решается через подход, который называется «открытые данные». Открытые данные — это специальный способ публикации информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Они также называются открытые машиночитаемые данные Такой подход позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Примерами подобных данных в России можно привести машиночитаемое раскрытие информации: