Николаи, Отто


Карл Отто Эренфрид Николаи (нем. Carl Otto Ehrenfried Nicolai, 9 июня 1810, Кёнигсберг — 11 мая 1849, Берлин) — немецкий композитор и дирижёр, наиболее известный своей комической оперой «Виндзорские проказницы» по одноимённой комедии Шекспира.

Отто Николаи родился в семье кёнигсбергского музыканта и после получения начального музыкального образования от отца был отправлен в 1827 для продолжения обучения в Берлин, где обучался до 1830 в Берлинской певческой академии у Карла Фридриха Цельтера и Бернгарда Клейна, а затем начал работать в ней, но в 1833 был направлен органистом в часовню прусского посольства в Риме, где стажировался у Джузеппе Баини и подпал под музыкальное влияние современных ему композиторов, а также Палестрины.

В июне 1837 Николаи переехал в Вену, где стал помощником Конрадина Крейцера, капельмейстера театра Кернтнертор, однако в следующем году возвратился в Рим, посвятив себя сочинению опер.

Наибольший успех имела его опера «Храмовник», после премьеры в 1840 шедшая во многих театрах разных стран в течение 10 лет. Но уже через год его опера Il Proscritto привела к главной драме его жизни. Её провал закончил итальянскую карьеру Николаи и привёл к разрыву с его невестой, итальянской певицей Эрминией Фреццолини, которая была освистана (и Николаи был убеждён, что она плохо пела только назло ему). Это было осложнено успехом его итальянского конкурента — Джузеппе Верди. Ранее Верди отказался писать оперу по либретто Il Proscritto, и это либретто отдали Николаи. А Николаи отказался писать оперу по либретто «Навуходоносор» («Набукко»), и это либретто отдали Верди. «Навуходоносор» стал первым большим успехом Верди. А Фреццолини пела заглавные партии в нескольких следующих операх Верди.

В 1844 году Николаи писал: «Посмотрите, как низко пала Италия в последние пять лет. Человек, который пишет её оперы сегодня, — это Верди. Они просто ужасны. ...Оркестровку он делает как дурак — технически он даже не профессионал, — и он должен иметь сердце осла, и, по-моему, он жалкий, презренный композитор». Как писал Julian Budden, в жизни Верди было много хулителей, но ни один из них не был столь злобным, как Николаи.

В 1841 Николаи был приглашён на пост руководителя Придворной оперы в Вене, организовав для проведения симфонических концертов в 1842 из числа её работников Венский филармонический оркестр.