Офисная АТС


Офисная АТС, учрежденческая АТС, также учрежденческо-производственная АТС (УАТС/УПАТС), мини-АТС (англ. PABX - Private Automatic Branch eXchange) — автоматическая телефонная станция, предназначенная для использования внутри организации. Как правило УАТС — это основной, центральный элемент телефонной сети предприятия. От АТС, использующихся оператором связи, в первую очередь отличается ориентированностью на малое количество обслуживаемых номеров (обычно не более ста-двухсот), разделением телефонной сети на «внутреннюю» и «внешнюю». В зависимости от типа может принимать от телефонных операторов цифровой поток, аналоговые линии или через коммутируемые сети (IP-телефония). Абонентские устройства — обычно аналоговые телефоны и факсимильные аппараты, цифровые телефоны или IP-телефоны. Использование УАТС позволяет отказаться от подключения каждого абонентского устройства (телефонного аппарата, модема, факса) организации к телефонной сети общего пользования, что привело бы к выделению каждому абонентскому устройству отдельной линии (с оплатой за подключение и регулярно — за использование линии), и все «внутренние» вызовы проходили бы через АТС оператора связи.

Оборудование УАТС обычно устанавливается в помещении организации и коммутирует вызовы между внутренними абонентскими линиями. Дополнительно, для внешних входящих и исходящих вызовов обычно доступно ограниченное количество соединительных линий (транков) к телефонной сети общего пользования. Организации, располагающиеся в нескольких зданиях, могут использовать соединительные линии (CO, от Central Office) для соединения собственных УАТС в единую внутреннюю телефонную сеть. Соединительные линии, как правило, являются аналоговыми или могут быть цифровыми (Е1, BRI). Последние, в отличие от аналоговых, способны обрабатывать более чем одно соединение и принимать вызовы на несколько городских номеров — DID. С развитием и ростом популярности технологии VoIP получило распространение соединение нескольких УАТС в одну единую внутреннюю телефонную сеть посредством собственной или арендуемой компьютерной сети (в т.ч. через Интернет) посредством применения потоковых VoIP-шлюзов или напрямую между IP-АТС, в случае их использования.

Иногда для обозначения УАТС используется английская аббревиатура PBX (сокращение от Private Branch eXchange — или Private Business eXchange), а также PABX (от Private Automatic Branch eXchange).

УАТС позволяет сэкономить средства организации и снизить расходы на связь, так как при применении УАТС внутренние звонки внутри организации являются бесплатными, время установления соединения крайне мало, так как используется обычно трёхзначная нумерация, и каждая организация может запрограммировать свою УАТС под свои нужды, распределив среди сотрудников право выхода в город, имеющиеся у организации городские линии, настроив голосовые меню и прочее.