Офорт


Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), устаревшее название: аквафорт (итал. acquaforte) — разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Позволяет получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности печатной формы кислотами. Офорт известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.[1]

Для изготовления печатной формы полированную металлическую пластину из цинка, железа (реже стали) или меди покрывают с помощью валика или тампона тонким слоем кислотоупорного лака. Ранее такой лак приготовляли из смеси воска и смолы, позднее стали использовать смесь асфальта, воска, канифоли и скипидара. В наше время поступают ещё проще: используют разбавленный битумный лак. После затвердевания лака поверхность пластины коптят, чтобы на тёмном фоне лучше были видны процарапанные штрихи и линии. После этого на доску переводят с помощью кальки под давлением на печатном станке подготовительный рисунок. После этого художник, пользуясь специальной офортной иглой, процарапывает грунт до поверхности металла — линии и штрихи оригинального рисунка хорошо видны на фоне тёмного лака[2].

Далее пластину погружают в ванну с кислотой. Цинковую пластину травят в слабом растворе азотной кислоты, медную — в растворе хлорного железа. При травлении штрихи углубляются, защищённые лаком участки печатной формы травлению не подлежат. Последовательно закрывая лаком протравленные места и продолжая травление в других (для этого используют специальную пробную шкалу с отметками времени), можно варьировать глубину штриха и, соответственно, силу тона на полученном оттиске. Затем покрывной лак смывают бензином и скипидаром. В углублённые штрихи печатной формы с помощью ракеля втирают чёрную типографскую краску. Выступающие части доски тщательно вытирают тампоном так, чтобы случайно не нарушить чёрные штрихи. Те места формы, которые должны быть самыми светлыми, дополнительно протирают тальком. Затем печатную форму накрывают специально подготовленным (слегка увлажнённым) листом толстой офортной бумаги и прокатывают на офортном печатном станке (с цилиндрическим валом). Под давлением влажная бумага вытягивает краску из углублённых штрихов и рисунок в зеркальном виде точнейшим образом переходит на бумагу. Процесс можно повторять многократно, поскольку металлическая форма, в особенности железная (цинк и медь мягче), может выдерживать значительные тиражи.