Охотский тракт


Охо́тский тракт (также Якутско-Охотский тракт, до 1731 года — Якутско-Охотский путь, якут. Илин Лаамы суола, буквально — «Восточная Морская дорога»[1]; также Екатерининский тракт[2]) — водно-сухопутная дорога, действовавшая с 1650-х до 1920-х годов между Якутском и Охотском.

Протяжённость в первой половине XIX века составляла 1025 вёрст летнего пути и 1040 вёрст зимнего. Пришёл в упадок после прокладки Якутско-Аянского тракта и перевода фактории Российско-американской компании из Охотска в посёлок Аян в 1840-е годы.

Регулярная связь Якутска (основан в 1632 году) с Охотском (основан в 1647 году) была установлена в 1650-е годы[3].

В ранний период существования Якутско-Охотский путь использовался прежде всего для прохода служилых людей и отправки документов. В 1680 году на реке Юдоме произошло нападение тунгусов на отряд стольника Данила Фомича Бибикова, шедшего с соболиной казной. Юдомский Крест своим трагичным названием напоминает об около 200 погибших путников в XVII—XVIII веках[3][комм. 1].

Первое описание тракта произвёл сын боярский Иван Харитонов. В 1719 году он направил отчёт в Якутскую воеводскую канцелярию о проделанном им за 36 дней пути длиною 845 вёрст. Табель о расстоянии между сибирскими городами и слободами от 1724 года длина пути от Якутска до Охотска составляла 801 версту 100 саженей. Участник Первой Камчатской экспедиции Пётр Авраамович Чаплин в путевом журнале подробно описал путь из Якутска в Охотск, совершённый с июля по октябрь 1726 года[3].

В 1731 году на месте Якутско-Охотского пути учреждён почтовый тракт. В это время Якутско-Охотский путь был особенно важен для более быстрой (по сравнению с Якутско-Колымским: Верхоянск — Зашиверск — Нижнеколымск) переброски людей и грузов далее на Чукотку. В 1733 году тракт получил статус государственного. В 1735 году по тракту учреждены почтовые станции. Сообщение по тракту осуществлялось земскими повинностями, а также за вознаграждение. Тяжёлое положение населения, задействованного на тракте, вынудило власти в 1763 году ввести вознаграждение за доставку провианта. До 1750-х годов тракт использовался в основном в направлении Охотска. С развитием пушного промысла на Тихом океане и Русской Америке из Охотска в Якутск отправилась пушнина. Именной указ Сенату «Об устройстве Иркутского наместничества» 1783 года для улучшения сообщения между Якутском и Охотском предписывал создавать по тракту поселения через каждый 20—25 вёрст, заселяя их осуждёнными. Однако в полной мере о реализован не был. В начале XIX века на тракте действовало всего 18 станций. В первой половине XIX века количество станций увеличилось, протяжённость летнего пути составляла 1025, зимнего — 1040 вёрст[3].