О-ёрой


О-ёрой (大鎧) — название группы японских средневековых доспехов, относящихся к группе ламеллярных или пластинчатых. Буквальный перевод — «большой доспех». В эпоху Хэйан (XI—XII вв) данный тип защитного вооружения становится преобладающим, причём именно в это время крепление пластинок с помощью металлических заклёпок заменяется на гибкое соединение шёлковыми шнурами[1]. Именно эти доспехи получили широкую известность, причём, даже утратив своё практическое назначение, будучи вытесненными более совершенными моделями, сохранили ценность как элемент культа предков-героев, либо (изготовленные уже в более позднее время) становились украшением домов знати или дорогим подарком.

Сам доспех имел весьма сложное строение и состоял из нескольких частей, основной из которых была кираса (до). Она имела сложную конструкцию, состоящую из пластинок: четыре горизонтальных ряда прикрывали живот воина. Эти пластины назывались накагава и соединялись между собой с помощью шёлковых шнуров, причём вся конструкция для прочности крепилась к пластине из металла цубо-ита, образуя достаточно надёжную защиту живота воина.

Грудную клетку, а также верхнюю часть спины воина защищали ещё три ряда пластинок (татэагэ), причём они были усилены спереди металлической муна-ита, имевшей вырез для подбородка воина, сзади же располагалась пластина осицуко-ита, к которой крепились посредством ремней большие наплечники прямоугольной формы[2].

Эти наплечники, называемые содэ, и широкие набедренники придавали доспеху его уникальный и узнаваемый вид.Содэ не имеют аналогов ни в ближневосточном, ни в западноевропейском доспехе. Ряд исследователей считает, что они происходят от щитов, которыми пользовались воины в ранние периоды существования японского государства[3]. Как и остальные части о-ёрой, содэ были наборными и состояли из горизонтальных пластин, соединённых шнурами. По краям наплечник обрамлялся особым шнуром контрастного цвета, называющимся мими-ито.

Сверху наплечник покрывала металлическая пластина каммури-но ита, которая для защиты от сырости покрывалась кожей. Концы этой пластины закруглялись, чтобы не поранить лицо воина, а спереди и сзади к ней крепились кольца из меди или железа, служившие для крепления наплечников с помощью шнуров к доспеху. Элементом этого шнурового крепления был красивый бант агамаки, который прочно вошёл в японский самурайский доспех и продолжал использоваться уже как декоративный элемент и после того, как содэ вышли из употребления.

Несмотря на габаритные размеры, содэ были достаточно удобны для воина-лучника, поскольку при стрельбе они съезжали за спину, а когда самурай опускал руки, чтобы взяться за поводья лошади, они возвращались обратно на своё место и защищали руки владельца[4].