О заговоре Катилины


«О заговоре Катилины» (лат. De coniuratione Catilinae или De Catilinae coniuratione) — историческое сочинение древнеримского историка Гая Саллюстия Криспа, написанное в конце 40-х годов до н. э. на латинском языке.

Оно посвящено известным событиям 63 года до н. э., когда Луций Сергий Катилина организовал приверженцев захвата власти и радикального переустройства Рима. После провала мирных попыток прихода к власти заговорщики решили применить силу. Во многом благодаря усилиям консула 63 года Марка Туллия Цицерона сенат начал предпринимать активные меры против заговора. В итоге Катилина и его вооружённые сторонники были разбиты, а ряд заговорщиков казнён.

Время создания произведения точно не установлено. Считается общепризнанным, что «О заговоре Катилины» — первое из исторических произведений Саллюстия[1]. По разным оценкам, оно было написано в 44—43[2], в 44—40[3], в 42[1] или в 42-41 годах[4]. Л. МакКей предлагает иную датировку. По его мнению, сочинение было изначально написано в 50 году (учёный полагает, что оно было написано как апология Цезаря для его возможного участия в выборах консулов на 49 год). Поскольку Цезарь не принял участие в выборах, подготовленная работа не была издана, и Саллюстий переработал и издал её уже после окончания гражданской войны[5].

Целью работы обычно называется продвижение иной точки зрения на события заговора, отличной от распространённой Цицероном. Подавление заговора возвысило Цицерона (Катон Младший провозгласил его отцом отечества), и он задумал написать сочинение «О своём консульстве» в дополнение к получившим распространение речам против Катилины. Ожидалось, что в его произведении могли содержаться выпады против Цезаря (например, обвинение в сочувствии заговорщикам или даже в соучастии)[6]. Целью «О заговоре Каталины», таким образом, могла стать апология Цезаря и принижение заслуг Цицерона. Иного мнения придерживается В. С. Дуров, полагающий, что политическая направленность сочинения второстепенная по сравнению с собственно историческими мотивами[7]. Благодаря введению в повествование теории упадка нравов Саллюстий, возможно, надеялся повлиять на решения политиков (прежде всего, Марка Антония и Гая Октавиана), но не с помощью прямых советов, как в «Письмах к Цезарю», а на анализе исторического материала[8]. Это связывают с целями «Истории» Фукидида — не предложить решение проблемы, но показать её сущность и причины[9]. Теория упадка нравов была проиллюстрирована с помощью исторических экскурсов, речей и писем главных героев[10].