ПБ-4


ПБ-4 — советский плавающий бронеавтомобиль, разработанный сотрудниками КБС. Авторами разработки были инженер-конструктор Эммануилов, заместитель начальника Григорьев и начальник бюро Померанцев.

На начальном этапе заинтересованность армии в новом плавающем бронеавтомобиле, который по целому ряду показателей не уступал лёгкому танку, была столь высока, что сразу был выдан заказ на три машины. Сборку Ижорский завод завершил в сентябре 1933 года, а в октябре начались ходовые испытания ПБ-4. Итоги испытаний были неоднозначны: на плаву бронеавтомобиль держался хорошо, но подвижность вне дорог оставляла желать лучшего; помимо всего, были выявлены многочисленные трещины в местах сварных швов бронекорпусов. Всё это говорило о том, что ПБ-4 нельзя рекомендовать к серийному производству. Представитель военной приёмки на Ижорском заводе принял машины условно, а УММ РККА отказался оплачивать затраты на их производство, поскольку испытательный цикл не был пройден полностью.

В декабре 1933 года инженеры КБС совместно с заведующим сектором НТО УММ РККА Азбукиным провели ряд доработок. В начале 1934 года был заключён договор на строительство 10 предсерийных бронемашин, и в феврале были собраны первые три доработанные машины. В марте начались новые испытания: 13 апреля один из бронеавтомобилей показал очень хороший результат по скорости (от 6 до 8 км/ч, длительность испытаний 1 час 7 минут), но вместе с тем наблюдался перегрев двигателя. По мнению военпреда Ижорского завода Корихина нужно было установить глушитель, отработать стрельбу на воде и выполнить ряд других действий. Спустя некоторое время начальник КБС Померанцев предложил испытать ПБ-4 пробегом совместно с БА-3 по маршруту Колпино — Москва и затем отправить их на военный парад. Об участии плавающего бронеавтомобиля в параде информации не сохранилось, зато по итогам пробега были выявлены новые недостатки, в числе которых были плохое охлаждение мотора, высокая температура в боевом отделении и ненадёжность конструкции кронштейнов крепления рессор. На основании этих данных Ижорский завод провел новую серию доработок, после чего, 19 июля 1934 года был составлен новый протокол о модификации бронеавтомобиля.

Проводятся экспериментальные работы по охлаждению на двух ПБ-4. Первый вариант — установка шестирядного радиатора емкостью в 20 л, замена отсоса воздуха инжектором из моторного отделения двумя воздушными шахтами с отводом наружу.

Второй вариант — радиатор «фордовский», ставятся дополнительные змеевики под полом корпуса с их последовательным включением в систему охлаждения, монтируются шахты для отсоса воздуха наружу и вводится инжектор для отсоса воздуха из кабины водителя. В обоих случаях на радиаторы будут поставлены кожуха с конусами, центрующими поток воздуха от вентилятора, установлены отражатели для направления воздуха в шахты.