Противотанковая управляемая ракета


Противотанковая управляемая ракета (ПТУР)[К 1] — управляемая ракета, предназначенная для поражения танков и других бронированных целей, может применяться и для поражения других объектов.

ПТУР (ПТУРС) входит в состав боевых средств противотанкового ракетного комплекса (ПТРК). ПТУР представляет собой твердотопливную ракету, оснащённую бортовой системой управления (управление осуществляется по командам оператора или с помощью собственной головки самонаведения), оперением и блоком управления вектором тяги для стабилизации полёта, устройствами приёма и дешифрования управляющих сигналов (в случае командной системы наведения). Боевая часть, как правило, кумулятивная; в связи с ростом защищённости объектов поражения (в результате применения композитной брони и динамической защиты) в современных ПТУР находит применение тандемная боевая часть. Для поражения противника в защищённых сооружениях могут использоваться управляемые ракеты с термобарической боевой частью (противобункерные боеприпасы).

Работы над созданием того, что впоследствии приняло вид противотанковых управляемых ракет, стартовали в начале 1940-х годов в секретных лабораториях военно-научного подразделения компании BMW в Зюльсдорфе,[К 2] занимавшегося с конца 1930-х годов разработкой ракетного вооружения (BMW-Raketenabteilung).[3] Учёными и инженерами компании под руководством главного конструктора Харальда Вольфа (а затем графа Гельмута фон Зборовского)[К 3] в инициативном порядке был проведён ряд фундаментальных исследований и научно-исследовательских работ с тактико-техническим обоснованием практической военной необходимости и технико-экономическим обоснованием экономической целесообразности серийного производства управляемых по проводам оперённых противотанковых ракет, согласно выводам которых ПТУР поможет значительно увеличить:[4]

В 1941 году ими в рамках заводских испытаний был проведён ряд опытно-конструкторских работ, которые показали, что перечисленных целей можно достичь, успешно решив задачу гарантированного поражения тяжёлой бронетехники противника на значительно большем расстоянии при уже существующем уровне развития технологий производства ракетного топлива и ракетных двигателей[5] (к слову, химики BMW за время войны синтезировали в лабораториях и испытали стендовым способом с разным успехом более трёх тысяч различных сортов ракетного топлива)[6] с применением технологии управления по проводам[5]. Внедрению разработок BMW на практику и постановке их на вооружение помешали события военно-политического характера[3].