Муратов, Павел Павлович


Па́вел Па́влович Мура́тов (19 февраля [3 марта18815 февраля 1950) — русский писатель и искусствовед, переводчик и издатель.

Родился в городе Бобров Воронежской губернии в семье военного врача. Воспитывался в кадетском корпусе, окончил Институт путей сообщения в Петербурге, в 1904—1905 годах был артиллерийским офицером. После путешествия за границу (1905—1906) поступил на службу в Румянцевский музей, где до 1914 года был хранителем отдела изящных искусств и классических древностей. Дружил с Борисом Зайцевым, Владиславом Ходасевичем, Ниной Берберовой, художником Николаем Ульяновым. С 1906 года печатался как критик в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы».

Занимался русской живописью допетровского периода, сотрудничал с Игорем Грабарём в его многотомной «Истории русского искусства»: 6-й том был большей частью написан Муратовым. В 19131914 годах вместе с К. Ф. Некрасовым издавал художественный журнал «София».

В 1918—1922 годы работал в отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, вместе с И. Э. Грабарём участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода. Был инициатором создания Музея искусства Востока. В 1918 году, пытаясь поддержать литераторов, организовал вместе с Ходасевичем и Осоргиным «Книжную лавку писателей». Основал Общество итальянских исследований «Studio Italiano», здесь читали лекции писатели и историки культуры (Михаил Осоргин, Борис Грифцов, Алексей Дживелегов и др.), весной 1921 года здесь прошло последнее публичное выступление Александра Блока.

Принимал участие в деятельности Комитета помощи голодающим (Помгол). В 1921 году был арестован вместе с Борисом Зайцевым и другими членами Комитета.

В 1922 год уехал из России в зарубежную командировку, из которой не вернулся; сначала жил в Германии, в 1923 году поселился в Риме. Там он устроил в своем доме по вторникам салон, в котором побывали практически все русские интеллектуалы, оказавшиеся тогда в итальянской столице[4]. Он пытался заниматься антиквариатом, но не всегда удачно: так, в 1923 году переправленную из СССР картину Фрагонара «Игра в жмурки» клиент купить отказался из-за неудачно проведенной реставрации; положение спас художник Николай Николаевич Лохов, умело состаривший картину, в итоге приобретённую Лувром[5].