Пайдейя


Пайде́йя (др.-греч. παιδεία — «воспитание детей», от παιδος — «мальчик, подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование», определённая модель воспитания; также составная часть слов (энциклопедия, педагогика).

Развивается в сочинениях Платона и Аристотеля, где фигурирует в соотношении с понятиями этос, калокагатия и арете.

Античная проблематика, связанная с этим понятием, строилась вокруг идеи влияния на природу (фюсис) человека. Поэтому пайдейя иногда также интерпретируется как «культивация», ведущая к созданию культуры.

Концептуализирована в одноимённом сочинении Йегера[1], используется Адлером (см. Предложение «Пайдейя»[en]).

Концепция пайдейи знаменитого филолога-классика XX века Вернера Йегера изложена в его трёхтомном сочинении «Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1»[2], «Пайдейя. Воспитание античного грека. Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем. Том 2»[1], «Раннее христианство и греческая пайдейя»[3]. Соответственно в хронологическом порядке исследуются зарождение, эволюция и окончательное оформление идеала греческого воспитания. Методологически работа базируется на понятии «дух греческой нации», который у Йегера отождествляется с пайдейей. «История греческого образования совпадает в основном с историей литературы» (стр. 27, Т. 1.), поэтому главный источник для Йегера – литературные памятники.

Содержание первого тома более всего следует вышеизложенной методологии: на фоне широкого культурно-исторического процесса, происходившего в Древней Греции, реконструируется эволюция идеи воспитания из дошедших до нас литературных памятников. Книга «Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1» охватывает период до «золотого века» Афин V в. до н.э. Йегер начинает с исследования термина ἀρετή («добродетель, доблесть») в поэмах Гомера. В Илиаде «арете собственно предикат знатности» (стр. 32 Т.1), которого не было у простолюдина, и арете связывалось с героизмом и признанием аристократа. Однако, согласно Йегеру, уже «вместо необычайных страстей, сверхчеловеческих образов, и трагических судеб «Илиады» в более позднем эпосе мы сталкиваемся с большим количеством фигур другого рода, скроенных по более человеческой мерке» (стр. 48, Т. 1). В «Одиссее» появляется гуманное отношение к незнатным людям; такое отношение нашло продолжение в крестьянской поэзии Гесиода, но всё же «Гомер наложил решающий отпечаток на греческое образование последующих эпох» (стр. 88, Т. 1), и стал первым воспитателем в истории Древней Греции.