Палаццо Мадама (Рим)


Пала́ццо Мада́ма (итал. Palazzo Madama) — историческое здание в центре Рима. Располагается между Пьяцца Навона и Пантеоном, с фасадом, выходящим на улицу Корсо дель Ринашименто. Памятник архитектуры XV—XVII веков. Палаццо получило название в честь «мадам» Маргариты Австрийской, супруги герцога Алессандро Медичи, которая жила в этом дворце в 1537—1559 годах. В наше время — резиденция Сената Итальянской республики[2].

Земля, на которой стоит Палаццо Мадама, вместе с соседней Пьяцца Навона почти пять столетий принадлежала монахам-бенедиктинцам французского аббатства Фарфа, которые искали место для приёма французских паломников в Риме, что дало площади первоначальное название Пьяцца Лонгобарда (piazza Longobarda). После смены многих владельцев построенное на этом месте здание в 1505 году приобрёл кардинал Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущий папа Лев X, поручив архитектору Джулиано да Сангалло значительные перестройки[3].

После изгнания семьи Медичи из Флоренции папа Лев X сделал здание римской резиденцией влиятельной семьи. С передачей того, что осталось от семейной флорентийской библиотеки, дворец стал одним из центров гуманитарной культуры Рима. Продав здание из-за неотложных долгов своей невестке Альфонсине Орсини, Лев X вернул дом во владение после смерти Альфонсины в 1520 году согласно её завещанию. После смерти Льва X в 1521 году Палаццо Мадама было передано его двоюродному брату Джулио де Медичи, который жил здесь в подростковом возрасте и впоследствии стал папой под именем Климента VII. Этот период в истории здания связан со вторым изгнанием семьи Медичи из Флоренции в 1527—1530 годах.

Мадам Маргарита Австрийская, дочь императора Карла V Габсбурга и супруга герцога Алессандро Медичи, овдовев в 1537 году, вышла замуж вторым браком за Оттавио Фарнезе и долгое время жила во дворце: именно тогда дворец получил имя, которое сохраняет по настоящее время[4].

После отъезда мадамы на пост губернатора Соединенных провинций в 1559 году резиденция сдавалась в аренду многим лицам. В конце концов дворец вернулся к представителю семьи Фердинандо I Медичи, который прожил там несколько лет в качестве кардинала: когда он уехал, чтобы принять Великое герцогство во Флоренции, то оставил палаццо своему соратнику, кардиналу Франческо Марии Борбоне дель Монте, принадлежащего в силу своего родства с бурбонско-наваррской ветвью — к профранцузской фракции папской дипломатии. Дворец тогда находился в плачевном состоянии, но это не помешало кардиналу иметь «музыкальную комнату», в которой "он хотел поместить «Лютниста» рядом с «Музыкантами» Караваджо (живописец Караваджо прожил несколько лет в Палаццо Мадама)[5].

Тосканский посол Никколини в 1635 году убедил Карло ди Фердинандо Медичи не продавать дворец и приступить, вместо этого, к его дальнейшей реконструкции: барочный фасад, спроектированный Паоло Марушелли (Paolo Maruscelli) был завершён в 1642 году.