Палаццо Скифанойя


Палаццо Скифано́йя (итал. Palazzo Schifanoia) — художественный музей в Ферраре, в здании бывшего дворца семьи д’Эсте. Известен фресками зодиакального цикла, выполненными феррарскими мастерами XV века.

Дворец был построен в 1385 году по распоряжению Альберто V д’Эсте, маркиза Феррары. Название Schifanoia происходит, вероятно, от «schivar la noia» (итал.  презирать скуку) и указывает на первоначальное назначение дворца.

Первоначально одноэтажное здание было расширено в 1391 году, а затем существенно перестроено при герцоге Борсо д’Эсте, по приказу которого в 1465 году архитектор Пьетро Бенвенути (Pietro Benvenuti degli Ordini) надстроил сооружение вторым этажом. Второй этаж служил герцогской квартирой, один из его залов был богато расписан (впоследствии получил название Зал Месяцев, Salone dei Mesi). Фасад дворца был украшен мраморным порталом работы Амброджо да Милано (Ambrogio da Milano), увенчанный гербом рода д’Эсте.

В конце XV века, в 1493 году, дворец претерпел последнее расширение: архитектор Бьяджо Россетти (Biagio Rossetti) с восточной стороны пристроил ещё один зал. Тогда же зубчатый карниз был заменён на нынешний.

С падением рода д’Эсте в 1598 году начался период запустения. В 1703 году Скифанойя была передана семье Тассони (Tassoni) в долгосрочную аренду, а та передала часть здания табачной фабрике. В результате лоджия и садовая лестница были разрушены, а фрески замазаны белой штукатуркой. После наполеоновских войн дворец был конфискован и приобретён жителем Феррары Джакомо Майолем (Giacomo Mayol). В 1821 году благодаря реставратору Джузеппе Сароли (Giuseppe Saroli) исторические фрески были раскрыты. С этого времени началась многолетняя кампания за превращение дворца в музей. В 1898 году дворец перешёл в муниципальную собственность, стал частью комплекса Городских музеев старинного искусства (Musei Civici di Arte Antica).

Фрески Палаццо Скифанойя прославил выдающийся учёный, основатель иконологии Аби Варбург, сделавший доклад с анализом содержания росписей «Зала Месяцев» на Десятом Международном конгрессе историков искусства в Риме в 1912 году.