Палетка Нармера


Пале́тка Нарме́ра — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила. У археологов есть предположение, что на ней изображена победа армии Нармера над городом Уашем[2].

Палетка является одним из первых экспонатов, предстающих перед посетителями Египетского музея в Каире.

Палетка, которая пережила пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была найдена в составе других артефактов в Иераконполе, древней додинастической столице, расположенной на юге Египта, британскими археологами Джеймсом Квибеллом и Фредериком Грином, во время экспедиции 1897—1898 годов[2][3].

Палетка представляет собой пластину в форме щита или стелы высотой 63,5 см, шириной 42 см и толщиной 2,5 см. Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зелёного алевролита. Материал иногда ошибочно идентифицируют как шифер или сланец. Однако шифер слоистый и имеет склонность к шелушению, а у сланцев большое содержание случайным образом распределенных зёрен минерала. Алевролит же отличается от обоих этих материалов мелкозернистостью и жёсткостью, благодаря чему его использовали со времён додинастического периода, а в Древнем царстве даже высекали из него скульптуры. В частности, из алевролита сделана статуя фараона Хасехемуи (II династия), также найденная в Иераконполе[4].

Изображения на обеих сторонах палетки Нармера представляют собой выпуклый рельеф. Лицевая сторона (аверс) состоит из четырёх регистров, оборотная (реверс) — из трёх. Верхний регистр лицевой и оборотной сторон оформлен практически одинаково: в центре расположена вписанная в серех иероглифическая надпись с хоровым именем Нармера, но между аверсом и реверсом имеется различие в стилизованном изображении фасада дворца. По краям обеих сторон верхнего регистра расположены изображения двух стилизованных человеческих лиц с коровьими ушами и сильно изогнутыми рогами. Они отождествляют богиню неба Хатхор, покровительницу фараонов, и богиню коровы Бат, покровительницу седьмого нома Верхнего Египта[5].

Смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами.