Палечек, Осип Осипович


О́сип О́сипович (Иосиф Иосифович) Па́лечек (чеш. Josef Paleček; 6 [18] сентября 1842, Естржаби-Лота[чеш.], Королевство Богемия[4] — 11 [24] февраля 1915, Петроград) — чешский, русский оперный певец (бас-кантанте), театральный режиссёр и педагог.

Родился в чешской семье учителя[5]. Окончив органную школу в Праге[5][6][7], работал учителем в одной из пражских женских школ[5]. Позднее учился пению у профессора Ф. Тиводи[5][7], пел в церковном хоре, в оперном хоре Временного театра[чеш.] (Прага), выступал также в драматических спектаклях[5]. С 1864 года, успешно дебютировав в роли Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, стал ведущим солистом Временного театра, где до 1869 года выступил в 55 партиях[5][6][7].

В 1869 году пел в Итальянской опере в Москве, выступал в концертах вместе с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом[5][7].

В 1870 году, дебютировав по приглашению М. А. Балакирева в партии МефистофеляФауст» Ш. Гуно), стал солистом Мариинского театра[5][6][7]. С 1882 года, оставив сцену, работал там же репетитором вокалистов, руководителем хора[6][7], а также учителем сцены (в числе его учеников по сценическому мастерству — И. А. Алчевский, Н. А. Асатурова, М. Л. Генджян, Г. И. Кристман, Э. И. Кристман, А. М. Лабинский, А. И. Маклецкая, Г. А. Морской, С. И. Преображенский, М. М. Резунов, И. С. Томарс, Н. В. Унковский, В. С. Харитонова, В. С. Шаронов[5]). В феврале 1899 года выступил в «Проданной невесте» в Петербургском музыкально-драматическом кружке любителей[5]. В 1900—1915 годах — режиссёр театра[5][7].

С 1884 года преподавал в музыкальной школе К. Даннемана и Н. Кривошеина[5], с 1888 (по приглашению А. Г. Рубинштейна) — в Петербургской консерватории, где заведовал оперным классом (с 1912 года — профессор)[5][6][7], поставил несколько оперных спектаклей[⇨]. В 1909 году организовал оперный театр для окончивших консерваторию молодых певцов[5]. С 1913 года преподавал также в Общедоступных музыкальных классах Педагогического музея (Соляной городок); ввёл в учебную программу отрывки из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова[5].

Автор оперных либретто (в том числе совместно с Е. П. Пономарёвым — «Франческа да Римини» Э. Ф. Направника)[5].