Палуба


Па́луба[1], также дек (от нидерл. dek[2]) — архитектурный элемент судна (корабля), горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии) и состоящее из набора (бимсов, карлингсов и прочего) и настила (обычно деревянного или металлического); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали[3][4].

Также слово «палуба» (и некоторые другие морские термины) применяется к тяжёлым воздушным судам со взлётной массой более 43-х тонн и двухэтажным сухопутным транспортным средствам: автобусам, железнодорожным вагонам.

Происхождение русского слова «палуба» произошло от луба[6], которым, по-видимому, выстилали палубы ладей[источник не указан 151 день].

Во многих флотах палубы имеют несколько различное название. Ниже приведено соответствие названий палуб в период первой и второй мировой войн для некоторых флотов. Палубы даны сверху вниз.

Под седловатостью палубы подразумевается её подъём от середины корпуса (миделя) к носу и (или) корме. Седловатость предусматривается при проектировании корабля для повышения его мореходных качеств. Выражается в линейной мере (метрах, футах), реже в процентах.

Исторически палуба, как правило, имела деревянный дощатый настил. Никакого покрытия краской или лаком на досках настила не было. Палубу постоянно драили, то есть, абразивом (куском песчаника) насухо соскабливали верхний слой древесины, и скатывали, то есть заливали забортной водой и протирали швабрами. После нескольких лет активной службы настил подлежал замене. Скатывание палубы из шлангов под напором как часть ежедневной приборки судна продолжается и в современности[11].