Культурные ценности


Культурные ценности — это материальные и нематериальные элементы, имеющие художественную, духовную, имущественную ценность, общечеловеческое значение, а также оказывающие эстетическое, мировоззренческое, научное и историческое воздействие на человека[1].

Впервые определение культурных ценностей было дано в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году,во время которой было введено данное понятие в международную терминологию. В разных отраслях права могут применяться различные определения[2].

Рынок культурных ценностей и искусства — один из старейших инвестиционных рынков в мире. Существует и незаконный оборот культурных ценностей. Бороться с ним можно путём введения государственных реестров культурных ценностей, а также создания и распространения этических кодексов для торговцев культурными ценностями.

Экспертиза культурных ценностей — это особый тип бинарного взаимодействия субъекта и объекта, где количество субъектов и объектов может варьироваться до бесконечности. Как технологический процесс, экспертиза представляет собой цикл из трёх параллельных действий: научной атрибуции культурных ценностей, технологического исследования материального носителя культурных ценностей и маркетингового анализа важности культурных ценностей. Экспертиза очень часто несет субъективный характер, который приобретает объективность после коллегиального утверждения конечных результатов. Основные параметры экспертизы культурных ценностей, отражающие степень её научности: достоверность, вероятность, обоснованность[3].

Ценность — определённая объективная справедливость, которой обладает тот или иной субъект права: человек или группа людей.

Культурные ценности — это определённые идеи, которые представляют универсальную ценность для общества или определенного движения (социума);