Память и похвала князю Владимиру


«Память и похвала князю русскому Владимиру» (полное название «Память и похвала князю русскому Володимеру, како крестися Володимер, и дети своя крести, и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано бысть Иаковом мнихом») — панегирик[1], одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI веке (1040-е годы[2]). Памятник сохранился в компиляции поздних списков, старший из которых 1414 года (сгорел в 1812 году) представлен в Мусин-Пушкинском сборнике, остальные 13 датируются концом XV—XVII веками[3].

Памятник является важным источником по истории Древней Руси, так как автор пользовался предшествующими «Повести временных лет» сводами, ранними заметками житийного характера о Владимире Святославиче и, возможно, устными преданиями. От упомянутой «Повести» «Похвала» отличается датировкой важных событий жизни Владимира[1].

Восстановить историю создания «Похвалы» сложно из-за давности её составления, сохранившейся в поздних списках (XV—XVII века). Записан памятник Иаковом Мнихом, чья личность спорна. Архиепископ Макарий (Булгаков) считал его упомянутым в «Повести временных лет» тем монахом[2] Киево-Печерского монастыря, которому Феодосий в 1073 году хотел передать игуменство после своей смерти[3][4]. Однако, такому предположению противоречат наблюдения над стилем произведений «Похвалы» и «Сказания о Борисе и Глебе»[5].

«Для стиля Иакова характерны сложные синтаксические периоды, ритмическая организация текста. Он широко использует ассонансы, текст строится не только на созвучиях и рифмовке окончаний, но и на созвучии сходных приставок (пра-, при-, пре-, про-) и корней в словах, относящихся к разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие)»[1].

Известна редакция Похвалы без средней части. В некоторых случаях переписывалась лишь третья часть. Оба эти вида восходят к полному тексту. В среде исследователей бытует мнение о разновременности составных частей памятника, собранных воедино (с основой «Древнего жития Владимира») в середине XIII века, либо целостности авторского произведения без компиляции[4]. Согласно А. А. Шахматову, текст соединил два древних писания XI века о князе Владимире, куда позже вставили Похвальное слово Ольге[3].

Панегирик прославляет Владимира как крестителя Руси, что искупает его языческие злодеяния, и завершается перечнем походов и побед Владимира, умирающего в благочестии[3]. Перечисление основных событий жизни Владимира представлено не в хронологическом порядке[1]. А. А. Шахматов первым указал, что вступительная третьей части является продолжением сравнения Владимира с Константином Великим, которое иначе обрывается на описании деяний римского императора и не имеет завершения[7].