Панджи Тисна, И Густи Ньоман


Панджи Тисна, И Густи Ньоман (индон. I Gusti Nyoman Panji Tisna) (11. 2.1908, Сингараджа, о. Бали – 2.6.1978, там же) – индонезийский писатель. Известен также под именем Анак Агунг Панджи Тисна (индон. Anak Agung Pandji Tisna).

Родился на о. Бали в королевской семье, являлся наследным принцем княжества Булеленг, которое фактически было колонизовано Голландией. В 1923 г. начал учёбу в голландской школе в Батавии, изучал английский, немецкий и французские языки. Но школу не окончил – в 1924 г. его отозвали в Сингараджу и женили на дальней родственнице. В 1926 г. он занимался на курсах голландского и немецкого языков в Сурабае, но в 1927 г. снова вернулся на родину, где по настоянию отца стал его секретарём. В 1929-1934 гг. проживал на о. Ломбок, представляя семейный бизнес, связанный с морскими перевозками.

Одновременно начал писать первый роман «Ни Равит – торговка людьми» опубликованный в 1935 г. [1] Через год последовал второй роман «Сукрени – балийская девушка» (1936 г.) [2] . В этом же году решил отправиться в Вену для получения образования, но доехал лишь до Сингапура, откуда был вынужден вернуться из-за инфекции глаза. В 1938 г. опубликовал третий роман «Год И Свасты в Бедахулу» [3], основал также литературный журнал «Джатаю», в котором публиковал эссе по вопросам культуры и религии. К этому времени относится начало его дружбы с писателем Армейном Пане – редактором журнала «Пуджанга Бару» (Новый писатель). В нём, а также в сурабайском журнале «Теранг Булан» (Ясный месяц) Панджи Тисна печатал свои рассказы. В 1941 г. вышел его четвёртый роман «Деви Каруна» (1938) [4]. В годы японской оккупации (с 1942 г.) находился под арестом, вероятно, за тесные связи с голландцами.

В 1945 году после смерти отца провозглашён индуистским королём Бали, но в 1946 году оставил трон, так как вместе с семьёй принял христианство. В 1949 г посетил Голландию и Индию. В 1951 г. был избран членом парламента Индонезии. Основал школу, библиотеку, кинотеатр. В 1957 году опубликовал последний роман «И Маде Видиади возвращается к Богу» [5]. Скончался скоропостижно от сердечного приступа. Похоронен по христианскому обряду. Однако в 2005 году родственники кремировали останки его тела в соответствии с индуистскими традициями.

Наибольшей популярностью пользуется его роман «Сукрени – балийская девушка», который неоднократно переиздавался после его смерти.