Борцы (скульптура)


«Борцы»[1] («Борцы Уффици»[2], «Панкратионисты»[3]) — древнеримская мраморная скульптура, изображающая схватку двух обнажённых борцов-панкратионистов. Она была выполнена в I веке н. э. по утраченному греческому оригиналу III века до н. э., приписываемому Лисиппу. Обнаруженная в 1583 году, скульптура хранится в музее Уффици. Она пользовалась большой популярностью, с неё делались многочисленные копии.

Скульптура изображает древнегреческий вид борьбыпанкратион. Двое обнажённых мускулистых мужчин в расцвете лет сошлись в схватке. Скульптором тщательно проработана анатомия и пропорции борцов, благодаря чему достигается высокая реалистичность композиции. Автором показана реальная техника боя. Изображенный баланс фигур таков, что невозможно предсказать исход схватки. Один борец наваливается на другого. Нижний упал на колени, сильно придавленный противником к земле, правым плечом он касается правого колена, подогнутой левой рукой он опирается на землю, его выпрямленная правая рука заведена вверх и сзади его соперником, который сидит наездником на его пояснице, наклоняясь вперёд, упираясь и давя вниз левым плечом в правую лопатку противника, выворачивая левой же рукой руку противника, держа её за запястье. Правая рука верхнего в замахе отведена назад и согнута, кисть сомкнута в кулак, левая нога пытается захватить левую ногу нижнего. Слегка задранная голова верхнего смотрит вниз на соперника, лицо нижнего повернуто влево.

Исследователи отмечают контраст напряжения и энергичности агрессивного боя с совершенно спокойным выражением лица у соперников, не теряющих самообладания. Показанное динамичное переплетение сильных обнажённых тел вызывает у зрителя восхищение. При этом некоторые исследователи отмечают в статуе эротическую напряжённость[1][4][5][6].

Скульптура была выполнена из паросского мрамора в I веке нашей эры неизвестным древнеримским художником. Она является римской копией утерянного древнегреческого бронзового оригинала III века до нашей эры. Скульптуру первоначально приписывали Мирону, Кефисодоту и Гелиодору, двое последних упоминались Плинием как создатели статуй «переплетённых фигур». Современные исследователи считают автором первоисточника группы Лисиппа, либо его последователя, или скульптора Пергамской школы[1][4][6].

Скульптура была обнаружена весной 1583 года на винограднике семьи Томмазини, недалеко от ворот Сан-Джованни в Риме. Вместе с ней была раскопана так называемая «группа Ниобидов». Первоначально ошибочно считалась, что они составляют единую композицию. На этом месте близ Эсквилина в античные времена располагались роскошные Сады Ламиани  (англ.), принадлежавшие римскому консулу Луцию Элию Ламии. Позднее здесь же были обнаружены такие шедевры римского искусства, как Дискобол и Венера Эсквилинская[1][4][7].