Панофский, Эрвин


Э́рвин Пано́фский, фамилия передаётся также как Панофски (нем. Erwin Panofsky [panɔʹfski]; 30 марта 1892, Ганновер — 14 марта 1968, Принстон) — выдающийся немецкий и американский историк и теоретик искусства. Один из самых известных представителей иконологического метода изучения изобразительного искусства.

Родился в богатой еврейской семье. Его отец Арнольд Панофский (1847—1914)[6] родился в Тарновиц в Силезии (а его семья происходила из Тарнова); мать — Цецилия Золлинг (1858—1926) — была уроженкой Ганновера.

Детские и юношеские годы прошли в Берлине. В 1901—1910 годах учился в гимназии Иоахимстальшес (Joachimsthalsches Gymnasium), отличавшейся углублённым преподаванием древних языков. Изучал историю искусств и философию в университетах Берлина, Мюнхена и Фрайбурга. В Берлине слушал лекции историка искусства Маргарет Бибер. В 1911 году в берлинском семинаре Г. Вёльфлина Панофский стал заниматься темой «Теоретические аспекты учения об искусстве Альбрехта Дюрера», к которой позднее неоднократно возвращался.

Во Фрайбургском университете посещал лекции основателя факультета истории искусств Вильгельма Фёге, под руководством которого в 1914 году написал свою инаугурационную диссертацию «Теория искусства Дюрера: прежде всего в её отношении к теории искусства итальянцев» (Dürers Kunsttheorie: vornehmlich in ihrem Verhaltnis zur Kunsttheorie der Italiener), опубликованную в следующем году в Берлине под названием «Теоретическое учение об искусстве Альбрехта Дюрера» (Die Theoretische Kunstlehre Albrecht Dürers). Из-за несчастного случая во время верховой езды Панофский был освобожден от военной службы во время Первой мировой войны и использовал это время для посещения семинаров медиевиста Адольфа Гольдшмидта в Берлине.

В 1916 году женился на Доротее (Доре) Моссе (1885—1965), в соавторстве с которой позднее опубликовал книги «Ящик Пандоры» (1956) и «Галерея Одиссея в Фонтенбло» (1958). Академическая карьера Панофского в области истории искусства привела его сперва в Берлинский, а затем в Мюнхенский университеты и, наконец, в Гамбургский университет, где он преподавал с 1920 по 1933 год, с 1926 года как профессор истории искусств. Именно в этот период начали появляться его первые крупные сочинения по истории искусства. Важной ранней работой была «Идея: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма» (IDEA: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunstheorie",1924), основанная на трудах философа-неокантианца марбургской школы Эрнста Кассирера.

Впервые Панофский приехал в США в 1931 году в качестве приглашённого профессора Нью-Йоркского университета, а в 1935 году стал профессором истории искусств в Институте перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси[7]. До окончательного отъезда в США Эрвин Панофский работал в Институте Варбурга в Лондоне под началом Фрица Заксля.