Папирология


Папироло́гия (англ. Papyrology, неологизм образован от греч. πάπυρος и греч. λόγος) — историко-филологическая дисциплина, изучающая тексты на папирусах, найденные в Египте и за его пределами. Термин «папирология» был введён в 1898 году в рецензии Ф. Кеньона на издание египетских находок Британского музея[1]. Благодаря уникальному климату, на территории Египта массово сохранились собственно египетские папирусы, а также документы на греческом и латинском языках. В песках Египта были найдены также папирусы на арамейском, древнееврейском, пехлеви, сирийском, ливийском, коптском, эфиопском и арабском языках и даже обрывки готских и этрусских текстов[2].

Термин «папирология» шире предмета этой дисциплины. Задачей папирологии является чтение, интерпретация и издание только греческих, латинских, демотических и коптских текстов эллинистического, римского и византийского периодов не только на папирусах, но и на глиняных черепках, а также деревянных бирках, прикреплявшихся к мумиям; к последним термин «папирус» применяется как родовое понятие и обозначение класса письменных источников[3]. Иератические и ранние демотические папирусы, а также папирусы на других языках, изучаются в рамках египтологии, семитологии и других наук. В предмет папирологии входит классификация папирусов по периодам, месту, содержанию, формам и эволюции письменных знаков, особенностям грамматики, лексики и стиля. По содержанию папирусы классифицируются на деловые и литературные[4].

Папирология — дисциплина, занимающаяся дешифровкой, публикацией и исследованием древних текстов на папирусе. Ряд авторов, в том числе А. Батай[5], рассматривали папирологию как отрасль палеографии, такая же точка зрения представлена в «Большой советской энциклопедии»[4]. В целом принадлежность папирологии в XX веке вызывала дискуссии; например, У. Вилькен — один из основоположников — исключал из домена папирологии литературные тексты, полагая их принадлежностью истории греческой и римской литературы. Напротив, У. фон Вилламовиц-Мёллендорф был недоволен основным вниманием, которое папирологи уделяли документальным материалам, в ущерб поискам и публикациям литературных текстов. А. Кальдерини и О. Монтевекки (1975) причисляли папирологию к историческим дисциплинам, и согласно этой точке зрения её главным и специфическим предметом изучения являются именно документальные папирусы[6]. В определении, данном нидерландским папирологом П. Пестманом[de] (1990), подчёркивается, что папирология изучает тексты, написанные чернилами (при этом включая в предмет науки надписи на восковых табличках)[7]. В работах 1990-х годов наметилась тенденция выделения третьей классификационной категории — сублитературной, в которую включаются амулеты, гороскопы и тому подобные тексты[8].