Парад (картина)


«Парад» (фр. Parade de cirque) — картина Жоржа-Пьера Сёра, написанная в стиле неоимпрессионизма в 1887—1888 годах. Находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

«Парад» является одной из шести больших картин, которые Сёра завершил перед своей смертью в 1891 году, в возрасте 31 года. Это первая его картина, изображающая популярные зрелищные представления, и единственная, действие которой происходит ночью на открытом воздухе. Впервые Сёра представил её в 1888 году на выставке Салона Независимых в Париже (под названием «Parade de cirque», кат. № 614). Мастер пуантилизма Жорж Сёра применил эту технику и в картине «Парад», создавая изображения с помощью множества точек фиолетово-серого, серо-голубого, оранжевого и зелёного цветов. Он использовал контрастные цвета для создания вибрации и динамики, что особенно заметно в изображении костюмов персонажей. На картине изображено представление цирка Корви на ежегодной ярмарке пряников, проходившей в восточном Париже вокруг площади Нации весной 1887 года. Представления устраивались бесплатно возле циркового шатра, чтобы побудить прохожих купить билеты. Зрители справа стоят в очереди на лестнице, ведущей в кассу[4].

Искусствовед Альфред Х. Барр-младший назвал «Парад» одной из самых значительных картин Сёра, а её «геометрию» и «симметрию» — новаторскими, и отнес её к «самым геометрическим по дизайну и самым загадочным по настроению» среди основных полотен Сёра[5].

«Парад» — большая картина, написанная маслом на холсте размером 99,7 × 149,9 см (39,3 × 59,0 дюйма). Выполненная в стиле пуантилизма, она состоит из множества точек фиолетово-серого, серо-голубого, оранжевого и зелёного цветов. На ней изображены неподвижные фигуры на открытом воздухе при искусственном освещении во время представления цирка Корви на площади Нации, рабочем квартале на востоке Парижа[6]. В работе преобладает монотонность горизонтальных и вертикальных линий, напоминающая ритмы египетских рельефов и фресок[7][6]. Актеры представлены в ярких костюмах и занимают центральное место в картине. Перспектива и пространство на картине тщательно продуманы, создавая иллюзию глубины и позволяя зрителю взглянуть за занавес в мир актеров, что усиливает впечатление от сцены.

Вход в цирковой шатер состоит из билетного окошка и дверей в центре платформы на шести ступенях. По обе стороны от дверей (здесь они выкрашены в зеленый цвет) на платформе с балюстрадой выступают музыканты и акробаты, чтобы завлечь прохожих. Желающие приобрести билеты у продавца билетов — мужчины и женщины в правом нижнем углу картины — поднимаются по центральной лестнице. Обладатели билетов выстраиваются в очередь параллельно сцене бокового шоу. Диагональная линия за тромбонистом — это перила вспомогательной лестницы. Женщина с маленькой девочкой покупает билет на платформе справа от рингмейстера.