Параман


Парама́н (также параманд, параманда, парамант, плетцы от греч. παραμάντιον или παραμάνδυον), «добавление к мантии») — принадлежность облачения монаха малой схимы в виде спинного квадратного плата с изображением креста и надписями. Носится на теле под одеждой на четырёх шнурах, пришитых по углам таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а шнуры образуют на груди крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом.

Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется «великим». Он надевается только Патриархом Московским поверх подрясника и только перед богослужением[1]. В традиции других поместных Православных церквей аналогов великого парамана нет.

Параман имеет чёрный цвет. Надписи и крест имеют белый или красный цвет. В центре парамана восьмиконечный православный крест на подножии. В основании подножия изображена Адамова голова (череп с костями). Крест сопровождается надписями на церковнославянском: IС ХС (Иисус Христос), Ц(а)РЬ С(ла)ВЫ, НИКА (Победитель). Слева от креста от подножия остриём вверх изображено копьё Лонгина, справа — трость с губкой. На кресте помещён терновый венец[2]. В четырёх углах парамана равносторонние греческие кресты. По краям парамана имеется надпись: «Азъ язвы / Господа моего Iисуса Христа / на тѣлѣ / моемъ ношу», являющаяся цитатой из Послания апостола Павла к Галатам (Гал. 6:17)[3]. Второй вариант надписи Трисвятое: С(вя)тый Боже / С(вя)тый Крепкий С(вя)тый / Бессмертный / Помилуй нас[1]

При вступлении в монашество над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах даёт обеты монашества и ему даётся новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды даёт игумену ножницы в утверждение своего твёрдого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.

После этого на принявшего малую схиму надевают параман, подрясник и пояс. Затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом-наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчёта молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.

В заключение обряда даётся в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю Литургию до самого Св. Причастия.