Паранаука


Паранау́ка (др.-греч. παρα «около»), квазинау́ка[1] (от лат. quasi- «якобы, как будто»), лженаука, псевдонаука[2] — группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»). Наиболее ярким примером является парапсихология, стремящаяся к распространению психологической методологии в исследованиях на свой специфический предмет — неординарные, подчас невоспроизводимые, психические явления. Паранаучное знание возникает как альтернатива, дополнение к существующим видам научного знания, не соответствует критериям построения и обоснования научных теорий и не способно дать рациональное толкование изучаемых фактов[3]. Аксиологически и идеологически паранаучные концепции нередко связаны с течениями антисциентистской направленности[4]. Ввиду важности понятия, обсуждение феномена паранауки входит в курсы истории и философии науки. Содержание понятия отличается от содержания термина «псевдонаука», обозначающего в обобщённой форме ненаучные концепции и учения, позиционируемые[5] или воспринимаемые[6] в качестве научных.

По определению доктора философских наук В. А. Кувакина: «Термин „паранаука“ относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. „Пара“ (от греческого pará — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Близость по смыслу понятий „квазинаука“ и „паранаука“ позволяет использовать их как синонимы»[1].

Несмотря на то, что термины «ненаука», «паранаука», «квазинаука», «антинаука», «псевдонаука», «лженаука» и им подобные иногда употребляются взаимозаменяемо, имеются попытки последовательного разграничения этих понятий[7].

Мартин Манер (Martin Mahner) предложил именовать паранаукой все виды ненаучной деятельности, не являющиеся псевдонаучными[6][8].

Принято выделять различные типы паранаучных концепций, специфицирующиеся принадлежностью к тому или иному культурно-историческому контексту своего возникновения:

Напротив, к паранаукам, как правило, не относятся те разделы наук или практических методов, в которых содержится приставка «пара-». Она обозначает методы, средства и практики, находящиеся вне основного содержания данной науки или практики. Например, паралингвистика — раздел языкознания, изучающий неязыковые средства в составе речевого сообщения; парамедицина[9] — раздел медицины, изучающий методы оказания доврачебной медицинской помощи.