Парламентская неприкосновенность


Парламентская неприкосновенность, также известная как депутатская неприкосновенность или парламентский иммунитет — законодательная норма, при которой членам парламента или иного представительного или законодательного органа предоставляется частичный иммунитет от судебного и/или уголовного преследования, а также арестов, задержаний, обысков, любых иных принудительных мер, которые могли бы быть применены к обычному гражданину или подданному со стороны исполнительной власти. Перед открытием уголовного дела или принятием иных подобных мер исполнительным властям необходимо снять с депутата иммунитет. Как правило, это происходит либо после обращения следственных органов в сам парламент или через высшие судебные инстанции.

С понятием неприкосновенности тесно связан институт парламентской безответственности, подразумевающий, что член представительного или законодательного органа не должен нести ответственности за свои действия и высказывания[1]. Часто эти два понятия объединяют.

Эта норма снижает вероятность оказания давления на члена парламента с целью изменить его голос из страха преследования со стороны исполнительной власти или частных лиц. Традиционно, парламентская неприкосновенность считается одним из важных достижений демократии. Однако, в то же время, представители ряда политических сил в различных странах подвергают парламентскую неприкосновенность критике, заявляя, что она способствует коррупции и злоупотреблениям со стороны депутатов.

Единого юридического определения парламентской неприкосновенности не существует. Постольку, поскольку она привязана к законам конкретных стран, объём и состав защиты, предоставляемой депутатам рознится от страны к стране и может меняться по времени. Наиболее раннее применение этой нормы в части безответственности появилось в Великобритании как результат длительной эволюции парламента. Депутатская неприкосновенность как прямой иммунитет от действий исполнительной и судебной власти была внедрена в юридическую практику во Франции в период Великой французской революции[1].

Парламентская неприкосновенность в полной мере так и не стала универсальным и общепринятым механизмом защиты депутатов. Она ограничена в ряде скандинавских стран, где депутаты не лишены защиты от ответственности за свои высказывания. В современных Австрии, Индии и ряде других государств депутаты лишены специальной защиты от уголовного преследования[1].

В Российской Федерации статьей 98 Конституции РФ закреплена парламентская неприкосновенность членов Совета Федерации и Государственной Думы[2]. Федеральным Законом О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, установлено, что неприкосновенность распространяется не только на личность депутата, но и на его жилье и офис, автомобиль, переписку и телефонные переговоры[2]. Похожим образом защищается неприкосновенность депутатов региональных собраний.